ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: 

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования временной перспективы старшеклассников в зависимости от локализации субъективного контроля. В исследовании при- нимали участие старшеклассника общеобразовательных школ г. Саратов, отличающихся «крайним» уровнем субъективного контроля (n = 70), применялись психодиагностические методики: «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда); «Психологическое время личности» (А. Кроник, Е. Головаха); метод мотивационной индукции (форма B) (Ж. Нюттен). Зафиксирована тенденция дифференциации качественных и количественных характеристик временной перспективы у старшеклассников, отличающихся уровнем субъективного контроля, которая проявляется в сни- жении насыщенности событиями в выборке старшеклассников с внешней локализацией субъективного контроля. Выявлена ва- риативность направленности локуса контроля в разных сферах жизнедеятельности старшеклассников в зависимости от выраженности уровня субъективного контроля. Старшеклассники с низким уровнем субъективного контроля проявляют экстернальность в области неудач и в сфере учебной деятельности, в области не удач и сфере межличностных отношений демонстрируют большую ответственность (интернальность). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения развития личности в условиях образовательного процесса.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-2-157-163
Библиографический список

1. Гинзбург М. Р. Психолoгическое сoдержание личност- ного самoопределения // Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43–52.

2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива буду- щего / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004. 607 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987. С. 149–151.

4. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 324 с.

5. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 130 с.

6. Быков С. В., Боброва И. В. Самоконтроль как фактор формирования ответственности у подростков // Вестн. Самар. гум. акад. Сер. Психология. 2012. № 2. С.11–24.

7. Реан А. А. Психология личности. СПб., 2013. 288 с.

8. Акименко А. К. Временная перспектива и жизненные ценности старшеклассников городских и сельских школ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 131–141.

9. Шкурко Т. А. Социально-психологические особенности личности с выраженной потребностью в контроле себя и других людей // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 349. С. 177–184.

10. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенно- сти временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестн. Камчатск. регион. ассоциации «Учебно-науч- ный центр». Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 175–180.

11. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005. 303 с.

12. Кузьмина Е. И. Личностная зрелость как критерий оцен- ки успешности социализации детей-сирот // Учен. зап. Сарат. пед. ин-та СГУ. Сер. Психология. Педагогика. 2009. Т. 1, № 1 (5). С. 38–41.

13. Шамионов Р. М. Психология субъективного благопо- лучия личности. Саратов, 2004. 180 с.

14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социаль- но-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):