УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа проблемы соци- ально-психологической адаптации учащихся в условиях моно- (общеобразовательного учреждения) и поли- (учреждений до- полнительного образования) образовательной среды. Особое внимание уделено проблеме успешности социально-психологи- ческой адаптации подростков в зависимости от их включенности в образовательную среду учреждения дополнительного образо- вания. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке 80 человек – школьников 8-х классов в возрасте 14–15 лет учреждений общего образования и под- ростков тех же общеобразовательных учреждений, являющихся учащимися одновременно и учреждения дополнительного об- разования, с применением диагностического инструментария: шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А. К. Осницкого), методики для изуче- ния социализированности личности учащегося (М. И. Рожкова). Установлено, что общий уровень социализированности, адап- тированности личности повышается в зависимости от «вклю- ченности» подростков в образовательную среду учреждений дополнительного образования, снижающей риски дезадаптации учащихся и позитивно влияющей на успешность их социально- психологической адаптации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке и реализации модели интеграции основного и дополнительного образования.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2016-5-4-371-375
Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2011. 192 с. 2. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогиче- ская психология. СПб., 2008. 574 с. 3. Шамионов Р. М. Психология социального поведения личности. Саратов, 2009. 186 с. 4. Якиманская И. С. Мониторинг качества образования и механизмы социального партнерства как условия со- циальной адаптации воспитанников в дополнительном образовании // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов, 2012. С. 143–156. 5. Григорьева М. В. Психологическая структура и динами- ка взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2009. 51 с. 6. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. 128 с. 7. Слободчиков В. И. Образовательная среда : от модели- рования к проектированию. М., 2001. 365 с. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) . Ст. 75. До- полнительное образование детей и взрослых. URL: // http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2016). 9. Обухов Д. А. Социально-педагогическая адаптация под- ростков в учреждениях дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. Курган, 2011. 208 с. 10. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 4. С. 43–56. 11. Рожков М. И. Методика изучения социализированно- сти личности. URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 27.04.2016).

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):