УДК: 
373.3: 616.89008.435.3

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: 

Приведены  данные  обследования  общей  и  мелкой  моторики, графомоторных  функций  первоклассников  (50  человек)  одной из сельских школ Саратовской области. Описаны результаты выполнения  заданий,  отражающих  уровень  развития  общемоторных функций – бег, прыжки в длину, метание мяча, статическое равновесие; мелкой ручной моторики – нажим, плавность линии, равномерность,  способность  не  выходить  за  контур;  графомоторных  навыков  –  написание  графических  элементов  разной сложности  и  последовательности.  Отмечено,  что  у  половины обследованных первоклассников ко второму полугодию все моторные функции сформированы лишь до среднего уровня; только у трети детей общая, мелкая моторика и графомоторика сформированы до высокого уровня; наименее развитыми у сельских школьников  остаются  графо-моторные  навыки;  у  подавляющего большинства  первоклассников  (42 человека  из  50)  выявленные уровни развития каждого из навыков совпали. Автор приходит к выводу о наличии тесной связи между состоянием общей, мелкой  моторики  и  графо-моторных  навыков  младших  школьников при  непосредственной  обусловленности  графомоторики  общемоторными и особенно мелкомоторными навыками. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в коррекционно-логопедической работе педагогов.

Библиографический список

1.  Карманова Л. В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Минск, 1987. 184 с.

2.  Маслюков  А.  А. Развитие  координационных  способностей у детей 7–9 лет // Спорт в школе. 2008. № 5. С. 16–20.

3.  Буцыкина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. 2005. № 3. С. 84–95.

4.  Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999. № 8. С. 16–24.

5.  Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004. 208 с. 

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):