Образец для цитирования:

Гарбер И. Е., Шаров А. А. Три определения и три подхода к изучению сотрудничества: в социальной, организационной и педагогической психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 238-?. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-238-244


Три определения и три подхода к изучению сотрудничества: в социальной, организационной и педагогической психологии

Аннотация: 

Актуальность изучения феномена сотрудничества обусловлена его широкой распространенностью в различных сферах общества и недостаточной изученностью по сравнению с конфликтом. Цель работы заключается в сравнении различных подходов к определению понятия «сотрудничество» и его изучению в социальной, организационной и педагогической психологии. Гипотеза исследования заключается в том, что в различных контекстах (обществе, организации, обучении) исходный конструкт расщепляется на три относительно независимых и изучается разными методами. Предложен альтернативный подход к сотрудничеству в терминах постнеклассической психологии (соответствие, избирательность, взаимность). Проведен критический анализ житейских и философских представлений о сотрудничестве. Выделены, на базе психологического словаря АРА (American Psychological Association), три рабочих определения сотрудничества для социальной, организационной и педагогической психологии. Обсуждены особенности употребления термина «сотрудничество» на примере конкретных социально-психологических, организационно-психологических и педагогико-психологических исследований, а не на абстрактно-теоретическом уровне. Проанализированы современные, преимущественно западные, исследования, отличающиеся по методологии от советских теорий коллектива и совместной деятельности. Показано, что для социальной психологии характерен экспериментальный подход к изучению сотрудничества в естественных (эффекты Рингельмана, Кëлера) и лабораторных (теория игр) условиях. Установлено, что для организационной психологии характерны четкая концептуализация сотрудничества, разделение терминов «кооперация», «координация» и «сотрудничество», внимание к диагностике, измерению и оценке сотрудничества. Даны рекомендации по использованию в педагогической психологии сотрудничества как ресурса преодоления расслоения и дифференциации по реальному, а не формальному уровню образования.

Библиографический список

​1. Шмелев А. Г. Конкуренция как метакатегория современной психологии. Сообщение 1 // Вестн. Юж.- Урал. гос. ун-та. Сер. Психология. 2014. Т. 7, № 3. С. 105–115.

2. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах : проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005. 174 с.

3. Транскоммуникация : преобразование жизненных миров человека / под ред. В. И. Кабрина. Томск, 2011. 400 с.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. М., 1987. Т. 3. 832 с.

5. Энциклопедическiй словарь : в 86 т. / изд. Ф. А. Брокгаузъ, И. А. Ефронъ. С.-Петербургъ, 1895. Т. 31. 495 с.

6. Online Etymology Dictionary. URL: https://www.etymonline.com (дата обращения: 08.07.2018).

7. Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www. merriam-webster.com (дата обращения: 08.07.2018).

8. Tuomela R. Cooperation : A Philosophical Study // Philosophical Studies Series. Vol. 82. Dordrecht ; Boston, 2000. 431 p.

9. Thesaurus of Psychological Index Terms / ed. by L. G. Tu - leya. 11th ed. Washington, 2007. 463 p

10. APA Dictionary of Psychology / ed. by G. R. Vandenbos. 2nd ed. Washington, 2015. 1204 p.

11. Argyle M. Cooperation (Psychology Revivals) : The basis of Sociability. London ; New York, 1991. 276 p.

12. Tomasello M. Why We Cooperate. Cambridge ; London, 2009. 206 p.

13. Tyler T. Why People Cooperate : The Role of Social Motivations. Princeton ; Oxford, 2011. 215 p.

14. Kravitz D., Martin B. Ringelmann rediscovered: The original article // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50, № 5. P. 936–941.

15. Witte E. H. Köhler rediscovered : The anti-Ringelmann effect // European Journal of Social Psychology. 1989. Vol. 19, iss. 2. P. 147–154.

16. Witte E. H. Der Köhler-Effekt : Begriffsbildung, seine empirische Überprüfung und ein theoretisches Konzept // Hamburger Forschungsberichte zur Sozialpsychologie. № 36. Hamburg, 2001. 53 S.

17. Witte E. H. The Köhler Effect : Defi nition of terms, empirical observations and theoretical Concept // Hamburger Forschungsberichte zur Sozialpsychologie. № 40. Hamburg, 2002. 78 S.

18. Mattessich P., Monsey B. Collaboration : What makes it Work. A Review of Research Literature on Factors Infl uencing Successful Collaboration. St. Paul, MN, 1992. 57 p.

19. Mattessich P., Murray-Close M., Monsey B. Wilder Collaboration Factors Inventory. St. Paul, MN, 2001. 63 p.

20. Marek L., Brock D. J., Savla J. Evaluating Collaboration for Effectiveness : Conceptualization and Measurement // American Journal of Evaluation. 2015. Vol. 36, iss. 1. P. 67–85. DOI: 10.1177/1098214014531068

21. Vygotskiy L. Interaction between Learning and Development // Readings on the Development of Children / eds. M. Gauvain & M. Cole. New York, 1978. P. 34–40.

22. Gakhale A. A. Collaborative Learning Enhances Critical Thinking // Journal of Technology Education. 1995. Vol. 7, № 1. P. 22–30. DOI: org/10.21061/jte.v7i1.a.222. Gakhale A. A. Collaborative Learning Enhances Critical Thinking // Journal of Technology Education. 1995. Vol. 7, № 1. P. 22–30. DOI: org/10.21061/jte.v7i1.a.2

Полный текст в формате PDF (на русском языке):