ТИПЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования адаптационной готовности старшеклассников. Актуальность проблемы адаптационной готовности личности обусловлена необходимостью формирования готовности обучающихся к адаптации и недостаточностью психологического знания о типологических характеристиках адаптационной готовности. Произведен анализ состояния разработанности проблемы адаптационной готовности личности в современной психологии. Выявлен недостаточный уровень разработанности вопроса дифференциации психологического содержания адаптационной готовности обучающихся. С целью определения типов адаптационной готовности старшеклассников проведено эмпирическое исследование. Диагностировались следующие показатели адаптационной готовности: с помощью шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонда) – установка на успех в трудных ситуациях, готовность к самопринятию и принятию других, готовность к поддержанию положительного эмоционального фона, готовность к доминированию в социальных контактах, готовность избегать проблемы; методики изучения мотивации учения Т. И. Ильиной – готовность к интенсивной учебной деятельности; методики Ч. Спилбергера – Ю. Л. Ханина – готовность к переживанию высокой ситуативной тревожности; анализировалась академическая успеваемость. В исследовании приняли участие 200 обучающихся 10–11 классов школ г. Саратова (средний возраст 16,2±0,5 года, лиц мужского пола 42%). С помощью факторного анализа были интерпретированы 4 типа адаптационной готовности старшеклассников: «Адаптационная готовность на основе успешной учебной и социальной деятельности и позитивной Я-концепции», «Дезадаптационная готовность на основе высокой тревожности», «Готовность принимать роль ведомого во взаимоотношениях со взрослыми и хорошо учиться», «Готовность к самостоятельной академической адаптации». Показано, что адаптационная готовность личности в старших классах школы проявляется дифференцированно. Содержание выявленных трех типов адаптационной готовности связано с положительными результатами школьной адаптации, одного типа – с дезадаптационными результатами. Результаты исследования могут использоваться в образовательном процессе в школе для повышения уровня адаптационной готовности обучающихся.

Библиографический список

1. Григорьева М. В. Адаптационная готовность личности в условиях неопределенности // Социальный мир человека : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир : миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. «Язык социального» / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск, 2016. С. 275–277. 

2. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстре- мальных условиях // Психол. журн. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24. 

3. Посохова С. Т. Адаптационный потенциал личности // Здоровье – основа человеческого потенциала : проблемы и пути их решения. 2010. Т. 5, № 1. С. 35–39. 

4. Shamionov R. M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and fi rst year students of higher educational institutions // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51–56. URL: http://www.sciencedirect.com/ science/journal/18770428/131?sdc=1 (дата обращения: 17.07.2017). 

5. Тарасова Л. Е. Адаптационная готовность : дефиниция термина // Перспективы науки. 2015. № 7 (70). С. 26–29. 

6. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности – субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106–112. 

7. Григорьева М. В., Вагапова А. Р., Тарасова Л. Е. [и др.] Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов, 2016. 124 с. 

8. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2. С. 72–81. 

9. Малышев И. В. Влияние современных субкультур на адаптационные возможности личности подростков и их ожидания к требованиям социальной среды // Пенз. психол. вестн. 2017. № 1. С. 122–134. 

10. Шамионов Р. М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 20–30. 

11. Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 38–42. 

12. Shamionov R. M., Grigorieva M. V., Grigoriev A. V. Infl uence of Beliefs and Motivation on Social-psychological Adaptation among University Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 112. C. 323–332. URL: http://www.sciencedirect.eom/science/ joumal/18770428/l (дата обращения: 17.07.2017).

13. Локаткова О. Н. Социально-психологическая готовность старшеклассников и студентов-первокурсников к взаимодействию с образовательной средой вуза // Сибирский учитель. 2015. № 1 (98). С. 34–38.  

14. Локаткова О. Н. Эмоциональный и когнитивный компоненты готовности старшеклассников и студентов к обучениюв вузе // Современные проблемынауки и образования. 2014. № 5. URL: https://www. Science-education. ru/ru/issue/view?id=119 (дата обращения: 10.09.2017). 

15. Малышев И. В. Взаимосвязь адаптационной готовности личности и эмоционального выгорания у представителей стрессогенных профессий // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 8 (64). С. 123–132.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):