Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Блинова В. Л. Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 16-20. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-16-20

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 81)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922

Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию

Авторы: 
Блинова Виолина Лорэнсовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и искусства
Аннотация: 

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования готовности к саморазвитию, жизнестойкости во взаимосвязи с характеристиками копинг-стратегий и механизмов защитного поведения личности. Представлена авторская модель готовности личности к саморазвитию. Исследование выполнено на студенческой выборке педагогического института Казанского федерального университета (n = 188). Применение комплекса методик – тестa «Готовность к саморазвитию» В. Л. Павлова, опросникa «Совладание с трудными жизненны- ми ситуациями» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, опросника Плутчика – Келлермана – Конте «Эго-защиты», «Опросника ОСС (WCQ)», теста «Доминирующая стратегия психологической защиты» А. Мехрабиан, методов сравнительного и корреляционного анализов – позволило выявить структурную организацию готовности к саморазвитию: продуктивные стратегии копинг-поведения, личностные качества и ресурсы. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ преодоления барьеров саморазвития у студентов с низкой выраженностью готовности к этому процессу. 

Список источников: 

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

2. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности : психолого-педагогические основы : учеб. пособие. Хабаровск, 2005. 320 с.

3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М., 2004. 256 с.

4. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2006. 480 с.

5. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журн., 1984. № 4. С. 65–74.

6. Якобчук А. Р. Акмеологические особенности продуктивных учителей начальных классов : дис. ... канд. психол. наук. Шуя, 2001. 213 с.

7. Горностай П. П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема. Проблемы саморазвития личности : методология и практика : сб. науч. тр. М., 2001. С. 126–138.

8. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 71 с.

9. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // J. of Personality Assessment. 1994. Vol. 63, № 2. P. 265–274.

10. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y., 1984. 445 p.

11. Либина А. В. Совладающий интеллект. Успешное разрешение жизненных трудностей. М., 2008. 400 c.

12. Wiebe D. J. Hardiness and stress moderation: A test of proposed mechanisms // J. of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60, № 1. P. 89–99.

13. Nagy S., Nix Ch. L. Relations between preventive health behavior and hardiness // Psychological Reports. 1989. Vol. 65. P. 339–345.

14. Scheier M. F., Carver C. S. Dispositional optimism and physical well being : The infl uence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue : Personality and Physical Health // J. of Personality. 1989. Vol. 55, № 2. P. 169–210.

15. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. 144 с.

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 42)