СВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ МОНАСТЫРЕ В ГВАТЕМАЛЕ

Аннотация: 

Представлены результаты исследования стратегий совладания и смысложизненых ориентаций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале (N = 60). Актуальность исследования обусловлена возможностью формирования рекомендаций по организации воспитательного процесса в детских домах как светского, так и религиозного характера на основе понимания особенностей исследуемых показателей и связи между ними. Целью исследования являлось изучение особенностей адаптации выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале с опорой на оценку наличия и характера связи стилей совла- дающего поведения и смысложизненных ориентаций испытуемых. Основной гипотезой исследования являлось наличие особенностей социальной адаптации выпускников исследуемого детского дома, выражающихся в иерархии смысложизненных ориентаций и их связи со стратегиями совладающего поведения, в сравнении с молодыми людьми, воспитанными в семьях. Исследование стратегий совладания проводилось с использованием методики Дж. Амирхана, смысложизненные ориентации исследовались по методике Д. А. Леонтьева. Полученные результаты сопоставлены с более ранними данными аналогичного исследования латиноамериканских студентов, обучающихся в России и воспитанных в семьях. Выявлено, что для испытуемых характерно использование адаптивного стиля совладания. Иерархия жизненных смыслов выражена неявно, что отличает их от молодых людей, воспитанных в семьях. У молодых людей, с рождения воспитанных в детских домах, преобладает значимость результата. У этой же подгруппы выявлена положительная связь между стратегией «избегание» и целями жизни, что указывает на пассивную позицию в достижении целей. Разработанные по результатам исследования рекомендации направлены настоятельнице монастыря для применения в работе со следующими поколениями воспитанников.

Библиографический список

1. Абдаширова И. И., Паточкина Н. А. Проблемы со- циальной адаптации выпускников детских домов // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 286–294. 

2. Рыбакова О. Н., Сайковская Т. О. Постинтернатная адаптация детей-сирот в условиях педагогического колледжа // Профессиональное образование. 2014, № 2 (16). С. 42–50. 

3. Strauch D. E., Valoyes E. Perfi l de los niños, niñas y adolescents sin cuidado parental en Colombia // Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud. 2009. Vol. 7, Núm. 2. P. 761–783. 

4. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y., 1984. 456 p. 

5. Лыкова Н. М. Связь смысложизненных ориентаций со стилем совладающего поведения иностранных студентов в период адаптации к инокультурному окружению. М., 2014. 31 с. 

6. Пилишвили Т. С., Исмаил А. М. Проактивный копинг как ресурсный потенциал личности в процессе адаптации к новым условиям жизни // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2016. № 2. C. 75–83. 

7. Бобылева И. А. Исследование качества жизни воспитанников детского дома // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2013. № 3. С. 61–67. 

8. Amirkhan J. H. A factor analytically drived measure of coping: the coping strategy indicator // J. of Personality and social psychology. 1990. Vol. 59 (5). P. 1066–1074. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.59.5.1066. 

9. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте : дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 1994. 283 с. 

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. 18 с. 

11. Лыкова Н. М. Преодоление стресса аккультурации латиноамериканскими и китайскими студентами // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2011. № 1. С. 30–36. 

12. Маслова О. В. Основные подходы к изучению межкультурной адаптации в зарубежной психологии // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2008. № 3. С. 12–21. 

13. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учебник для вузов. М., 2006. 368 с. 

14. Чеботарёва Е. Ю. Этнические особенности ценностных ориентаций студентов // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2012. № 4. C. 15–20. 

15. Лыкова Н. М., Краведо Интриаго Р. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2010. № 1. С. 42–47.  

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):