СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: 

Содержательно проанализированы современные подходы к исследованию проблемы само- сознания личности и его структурных характеристик. В контексте метасистемного подхода представлена и обоснована его теоретическая структурно-функциональная модель. Само- сознание личности представлено в виде открытой целеустремленной уровневой системы, результатом развития которой становится самоопределение личности в системе социальных отношений. Структурный уровень самосознания включает подсистему взаимосвязанных и обусловливающих взаимное развитие компонентов: когнитивного, эмоционального и пове- денческого. Функциональный уровень самосознания, представленный подсистемой «идентичность – Я-концепция», рассматривается и как результат рефлексивного взаимодействия, и как основа содержательного наполнения компонентов структурной подсистемы. Приклад- ной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при организации системных пси- хологических и акмеологических исследований самосознания личности, при психолого-педагогическом сопровождении процесса его формирования на отдельных этапах возрастного развития человека и на протяжении всего жизненного пути, в индивидуально-личностном консультировании.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-2-110-118
Библиографический список

1. Иойлева Г. В. Самосознание : его многоапектность, феноменальность и реальность бытия // Теория и прак- тика общественного развития. 2014. № 19. С. 146–148.

2. БахчееваЭ. П. Самосознание : онтологический анализ // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 251–255.

3. Петрова С. М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности : методический аспект // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 182–190.

4. Мохова Ю. А. Психологическая сущность самосознания личности // Омск. науч. вестн. 2011. № 6 (102). С. 166–169.

5. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.

6. Мохова Ю. А. К вопросу о структуре самосознания лич- ности // Омск. науч. вестн. 2012. № 1 (105). С. 157 – 160.

7. Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Нех- вядович Э. А. Структурные и динамические харак- теристики компонентов самосознания : системный подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 620–628.

8. Кригер Г. Н. Структура самосознания личности в ус- ловиях современного мира // Альманах современной науки и образования. 2013. № 1 (68). С. 91–93.

9. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психоло- гически здоровой личности // Гаудеамус : психол.-пед. журн. 2015. № 1 (25). С. 9–17.

10. Тугушев Р. Х. Системная персонология : качественный и количественный анализ. Саратов, 1998. 272 с.

11. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М., 2004. 504 с.

12. Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 9 (29). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/ bocharova.pdf DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-59 (дата обращения: 22.01.2017).

13. Будич Н. Ю., Канаева Т. В. Взаимосвязь самосознания и самоопределения личности // Сиб. психол. журн. 2007. № 25. С. 14–19.

14. Арендачук И. В. Жизненные стратегии личности в контексте профессиональной самоактуализации : психолого-акмеологический подход // Психология об- учения. 2014. № 11. С. 74–84.

15. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.

16. Крылова Н. Н. Самосознание : строение и взаимодей- ствие структурный компонентов // Вестн. Пенз. гос. ун-та. 2015. № 1 (9). С. 36–40.

17. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 1 (79). С. 73–76.

18. Малакуцкая С. М., Яковлева Л. В. Самооценка как клю- чевой компонент самосознания личности // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2011. № 21 (1). С. 95–100.

19. Мазур Е. Ю. Проблема соотношений понятий «иден- тичность», «идентификация» и их психологическое содержание // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 86–90.

20. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность» : теоретические и методологические основания // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер. Психология. 2005. Вып. 1 (45). С. 13–17.

21. Козлов В. В. Интегративная психология : Пути ду- ховного поиска, или Освящение повседневности. М., 2007. 528 с.

22. Сатыбалдина Н. К., Ахметова Д. Б. Теоретический об- зор исследований по проблеме изучения Я-концепции // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2010. № 16–1. С. 177–182.

23. Полянский А. И. Проблема представления о себе и другом человеке в психологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 276–279.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):