Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Ильиных А. Е., Асанова Н. В. Специфика связи самоактуализации и психометрической креативности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1. С. 80-84. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-80-84

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 100)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Специфика связи самоактуализации и психометрической креативности

Авторы: 
Ильиных Анастасия Евгеньевна, Новосибирский государственный технический университет
Асанова Наталья Владимировна, Новосибирский государственный технический университет
Аннотация: 

Предпринята попытка изучения связи креативности, измерен- ной тестами дивергентного мышления, и самоактуализации. Эмпирическая база исследования составила 120 человек (100 девушек, возраст от 17 до 22 лет). В качестве методик исполь- зовались «Опросник самоактуализации» (А. В. Лазукин), тест Э. Торренса (TTCT), «Ассоциативный тест» С. Медника (RAT), тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник «Эмпа- тия» В. Бойко и методика оценки самооценки Дембо – Рубин- штейн. Несмотря на наличие данных, доказывающих сходство черт творческой и самоактуализирующейся личности, в нашем исследовании в результате корреляционного и регрессионного анализа обнаружено, что психометрическая креативность не свя- зана с характеристиками самоактуализирующейся личности, в том числе, в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Результаты обсуждаются через призму личностных особенностей, характерных для творческих и самоактуализиру- ющихся людей.

Список источников: 

1. Маслоу А. Г. Самоактуализированные люди : исследо- вания психологического здоровья. М., 2000. 258 с.

2. Rogers C. On becoming a person : a therapist’s view of psychotherapy. Boston, 1995. 413 p.

3. Runco M. A., Bahleda M. D. Implicit theories of artistic, scientifi c, and everyday creativity // The Journal of Creative Behavior. 1986. Vol. 20, iss. 2. P. 93–98.

4. Дружинин В. Н. Психология творчества // Психол. журн. 2005. № 5. С. 101–110.

5. Коростылева Л. А. Психология самореализации лич- ности : затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005. 222 с.

6. Maslow A. Towards a psychology of being. 2nd ed. N.Y., 1968. 240 p.

7. Mathes E. W. Self-actualization, metavalues, and creativity // Psychological Reports. 1978. Vol. 43, iss. 1. P. 215–222.

8. Ильиных А. Е. Социальная креативность личности : психологическая структура // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып 3. С. 74–77.

9. Григорьева М. В., Заболотина Е. Н. Творческая актив- ность и самоактуализация личности подростка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 273–279.

10. Загорная Е. В. Структура и содержание креативности в контексте самоактуализации личности : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 180 с.

11. Львова И. В. Психологические факторы развития кре- ативности личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 19 с.

12. Runco M. A. Creativity : theories and themes : research, development, and practice. San Diego, 2007. 504 p.

Опубликована: 
25.02.2017