Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Малышев И. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей Школ в процессе профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 30-34. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-30-34

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 111)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6+159.923

Социально-психологическая адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей Школ в процессе профессиональной социализации

Авторы: 
Малышев Иван Викторович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены данные эмпирического исследования стратегий копинг-поведения учителей общеобразовательных школ. Исследование выполнено на выборке учителей общеобразовательных школ Саратовской области (n = 50; в возрасте 21–55 лет). Применение комплекса методик – методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросника копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (в адаптации Т. А. Крюковой), метода сравнительного анализа – позволило выявить в зависимости от уровня адаптированности личности учителя существенные различия в предпочитаемых стратегиях копинг-поведения в стрессовых ситуациях. Установлено, что в выборке учителей с высоким уровнем адаптированности доминирующим является паттерн стратегий копинг-поведения «решение задачи – избегание – эмоции». Представлены данные, свидетельствующие о том, что на разных этапах профессиональной социализации личности учителя весьма существенную роль в предпочтении стратегий копинг-поведения играет уровень адаптированности личности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб общеобразовательных школ, а также при разработке тренинговых и коррекционно-развивающих программ с целью формирования личностно эффективных стратегий совладания с ситуациями стресса, возникающих в профессиональной деятельности учителя. 

Список источников: 

1. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 480 с.

2. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 204 с.

3. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A. and Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991. C. 207–227.

4. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267–283.

5. Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе школьной адаптации // Психология обучения, 2010. № 6. С. 33–42.

6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998. 668 c.

7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Т. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

8. Малышев И. В., Галаев С. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 4. С. 61–70.

9. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала : сб. науч. тр. М., 1991. С. 3–26.

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 47)