СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗВРАТА ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Аннотация: 

В настоящее время число возвратов детей из приемных семей в государственные учреждения достигает 10%. В связи с этим одной из острейших проблем современной социально-педагогической науки и практики становится изучение феномена возврата детей из замещающих семей с педагогической и акмеологической точек зрения. Целью статьи является определение проблем, возникающих у возвращенных детей. Методами исследования являются теоретический анализ явления «возврата» и опрос специалистов государственных учреждений, принимающих детей после возврата. Уточнен термин «возврат», проведена дифференциация между возвращенными и возвращающимися детьми, выявлены причины отказов и показаны стадии развития возврата. Эмпирические данные получены на основе анализа возвратов в 13 государственных учреждениях из 5 регионов Российской Федерации, что позволяет говорить о репрезентативности исследования. Представлены результаты социально-педагогического опроса об образе ребенка, возращенного из замещающей семьи. Показано, что возвраты чаще осуществляются из приемных семей, точками возврата являются либо первые месяцы, либо при достижении ребенком подросткового возраста; гендерных различий возвратов не обнаружено. Данные результаты исследования могут быть положены в основу разработки программ по предотвращению возвратов и сопровождению замещающих семей в процессе возникновения риска возврата. 

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-3-283-286
Библиографический список

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. доп. М., 1999. 944 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2009. 573 c.

3. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд., стереотип. М., 2000. 347 c.

4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 2013. 800 с.

5. Котли П. Новые приемные родители : первый опыт / пер. с англ. Н.И. Ивановой. Новосибирск, 2000. 200 с.

6. Буняк М. А. Чудо возможно // Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. М., 2015. С. 87–88.

7. Леонова Е. Е. Психологические особенности подростков, переживших вторичное сиротство // Педагогика в пространстве науки и практики : сб. ст. по итогам открытых педагогических чтений (Новосибирск, 8–10 апреля 2015 г.). Вып. 7 / под ред. З. И. Лаврентьевой, Т. А. Ромм. Новосибирск, 2015. 252 с.

8. Лаврентьева З. И. Риски воспитания детей в приемной семье // Педагогика в пространстве науки и практики : сб. студ. работ по итогам открытых педагогических чтений. Вып. 4 : в 2 ч. / под. ред. Е. В. Богдановой, З. И. Лаврентьевой. Новосибирск, 2012. Ч. 1. С. 83–90.

 

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):