СОЦИАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ЧЕРЕЗ ФАСИЛИТАЦИЮ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация: 

Включение фасилитатора в инклюзивную практику и понима- ние механизмов и закономерностей фасилитации социального взаимодействия создают условия для самообразования, само- развития и социализации субъектов инклюзивной практики. За- дача и фасилитации, и социализации – улучшение социального взаимодействия. Цель исследования – изучить психологическую природу феномена фасилитации социального взаимодействия (соответственно, социализации): описать явление, структуру (родовидовые отношения), механизмы, закономерности фаси- литации социального взаимодействия. Гипотеза исследования: фасилитация социального взаимодействия представляет собой социально-психологический феномен, выражающийся в том, что присутствие постороннего (наблюдателя, фасилитатора), который находится вне системы социального взаимодействия, влияет на нее, изменяя сценарий взаимодействия в континууме улучшение–ухудшение социального взаимодействия, т. е. со- циализации. Сделана классификация понятия «фасилитатор-на- блюдатель» в родовидовых отношениях по разным основаниям. Теоретически обоснованы механизмы фасилитации социального взаимодействия и социализации как рефлексии системы взаи- модействия с метапозиции «Я», приводящей к изменению сцена- рия социального взаимодействия. Эмпирическое исследование выполнено на выборке из 200 человек обоих полов в возрасте от 19 до 54 лет, включая субъектов с ограниченными возможностя- ми, в основном студентов инклюзивного образования дневного и заочного отделений Казанского инноационного университета, с применением диагностического инструментария «Склонности к восприятию фасилитационного воздействия в напряженных ситуациях по стратегиям поведения» (методика К. Томаса в модификации В. В. Васиной). Показано, что присутствие фаси- литатора-наблюдателя оказывает стабилизирующее действие на групповые нормы стратегий поведения в напряженных си- туациях и, соответственно, стимулирует социализацию субъек- тов взаимодействия в инклюзивной практике. Установлено, что фасилитация социального взаимодействия представляет собой социально-психологический феномен, выражающийся в том, что присутствие фасилитатора влияет на систему этого взаимо- действия. В качестве перспектив можно указать на возможность дифференцированного исследования, насколько обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья чувствительны к фаси- литационному воздействию, готовы ли они сами к эффективным коммуникациям и фасилитации социального взаимодействия.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-4-300-306
Библиографический список

1. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с. 2. Васина В. В. Фасилитация социального взаимодействия в инклюзивном образовании // Интеграция науки и образования в XXI веке : психология, педагогика, де- фектология : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию факультета психо- логии и дефектологии (Саранск, 3–4 декабря 2015 г.). Саранск, 2016. С. 286–293. URL: http://konfsppy.wix. com/2017 (дата обращения: 25.05.2017). 3. Краткий психологический словарь. URL: http://www. cyclopedia.ru/85/212/2648700.html/ (дата обращения: 25.05.2017). 4. Большая психологическая энциклопедия. URL: http://psychology.academic.ru/7371/ (дата обращения: 25.05.2017). 5. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов : дис. … д-ра пед. наук. Маг- нитогорск, 2006. 398 с. 6. Врублевская Е. Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования детей) : дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. 226 c. 7. Тимонина Л. И. Социально-педагогическая фасилита- ция учебной деятельности неуспевающих школьников- подростков : дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2002. 212 c. 8. Сумина В. Е. Развитие умений фасилитации общения у студентов в процессе овладения иноязычной речью : дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 189 с. 9. Смирнова М. Н. Педагогическое взаимодействие как фактор фасилитации психофизической нагрузки на детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре : дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 333 с. 10. Пушкина О. В. Образовательная среда школы как основополагающее условие фасилитации професси- онального самоопределения учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2012. 23 с. 11. Жижина И. В. Психологические особенности развития фасилитации педагога : дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2000. 153 c. 12. Филозоп А. А. Фасилитация личностной адаптирован- ности в период поздней взрослости средствами твор- ческого самовыражения : дис. … канд. психол. наук. Воронеж, 2005. 232 с. 13. Кругликова А. Ю. Психологические особенности лич- ностного роста младших подростков в условиях раз- новозрастного коллектива : на примере групп семейной логопсихотерапии : дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д. 2006. 224 с. 14. Акоста В. Е. Психолого-педагогическая процедура фасилитации положительного переноса в овладении двумя иностранными языками : автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2012. 26 с. 15. Комарова Е. Ю. Психолого-педагогическая фасили- тация преодоления трудности и сложности языковых тестов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2012. 23 с. 16. Алексеев А. В. Посреднические технологии регулиро- вания социальных конфликтов : дис. … канд. социол. наук. Орел, 2005. 192 с. 17. Халитов Р. Г. Особенности психосоциального диссо- нанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2012. 25 с. 18. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 31–46. 19. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D07 (дата обращения: 25.05.2017). 20. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклас- сической науке и в образовании. 3-е изд., доп. М., 2009. 240 с. 21. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. Со- циальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1 (2). С. 51–72. URL: http://narrativepsy.narod. ru/num1-2005.html (дата обращения: 25.05.2017). 22. Hermans H. J. M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning // Culture & Psychology. 2001. Vol. 7 (3). P. 243–281. 

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):