Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Васина В. В. Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 300-306. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-300-306

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 105)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.614

Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике

Авторы: 
Васина Вероника Викторовна, Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова
Аннотация: 

Включение фасилитатора в инклюзивную практику и понимание механизмов и закономерностей фасилитации социального взаимодействия создают условия для самообразования, саморазвития и социализации субъектов инклюзивной практики. Задача и фасилитации, и социализации – улучшение социального взаимодействия. Цель исследования – изучить психологическую природу феномена фасилитации социального взаимодействия (соответственно, социализации): описать явление, структуру (родовидовые отношения), механизмы, закономерности фасилитации социального взаимодействия. Гипотеза исследования: фасилитация социального взаимодействия представляет собой социально-психологический феномен, выражающийся в том, что присутствие постороннего (наблюдателя, фасилитатора), который находится вне системы социального взаимодействия, влияет на нее, изменяя сценарий взаимодействия в континууме улучшение–ухудшение социального взаимодействия, т. е. социализации. Сделана классификация понятия «фасилитатор-наблюдатель» в родовидовых отношениях по разным основаниям. Теоретически обоснованы механизмы фасилитации социального взаимодействия и социализации как рефлексии системы взаи- модействия с метапозиции «Я», приводящей к изменению сцена- рия социального взаимодействия. Эмпирическое исследование выполнено на выборке из 200 человек обоих полов в возрасте от 19 до 54 лет, включая субъектов с ограниченными возможностями, в основном студентов инклюзивного образования дневного и заочного отделений Казанского инноационного университета, с применением диагностического инструментария «Склонности к восприятию фасилитационного воздействия в напряженных ситуациях по стратегиям поведения» (методика К. Томаса в модификации В. В. Васиной). Показано, что присутствие фаси- литатора-наблюдателя оказывает стабилизирующее действие на групповые нормы стратегий поведения в напряженных си- туациях и, соответственно, стимулирует социализацию субъектов взаимодействия в инклюзивной практике. Установлено, что фасилитация социального взаимодействия представляет собой социально-психологический феномен, выражающийся в том, что присутствие фасилитатора влияет на систему этого взаимодействия. В качестве перспектив можно указать на возможность дифференцированного исследования, насколько обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья чувствительны к фасилитационному воздействию, готовы ли они сами к эффективным коммуникациям и фасилитации социального взаимодействия.

Список источников: 

1. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с.

2. Васина В. В. Фасилитация социального взаимодействия в инклюзивном образовании // Интеграция науки и образования в XXI веке : психология, педагогика, де- фектология : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию факультета психо- логии и дефектологии (Саранск, 3–4 декабря 2015 г.). Саранск, 2016. С. 286–293. URL: http://konfsppy.wix.com/2017 (дата обращения: 25.05.2017).

3. Краткий психологический словарь. URL: http://www.cyclopedia.ru/85/212/2648700.html/ (дата обращения: 25.05.2017).

4. Большая психологическая энциклопедия. URL: http://psychology.academic.ru/7371/ (дата обращения: 25.05.2017).

5. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов : дис. … д-ра пед. наук. Маг- нитогорск, 2006. 398 с.

6. Врублевская Е. Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования детей) : дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. 226 c.

7. Тимонина Л. И. Социально-педагогическая фасилита- ция учебной деятельности неуспевающих школьников- подростков : дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2002. 212 c.

8. Сумина В. Е. Развитие умений фасилитации общения у студентов в процессе овладения иноязычной речью : дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 189 с.

9. Смирнова М. Н. Педагогическое взаимодействие как фактор фасилитации психофизической нагрузки на детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре : дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 333 с.

10. Пушкина О. В. Образовательная среда школы как основополагающее условие фасилитации профессионального самоопределения учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2012. 23 с.

11. Жижина И. В. Психологические особенности развития фасилитации педагога : дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2000. 153 c.

12. Филозоп А. А. Фасилитация личностной адаптированности в период поздней взрослости средствами твор- ческого самовыражения : дис. … канд. психол. наук. Воронеж, 2005. 232 с.

13. Кругликова А. Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива : на примере групп семейной логопсихотерапии : дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д. 2006. 224 с.

14. Акоста В. Е. Психолого-педагогическая процедура фасилитации положительного переноса в овладении двумя иностранными языками : автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2012. 26 с.

15. Комарова Е. Ю. Психолого-педагогическая фасили- тация преодоления трудности и сложности языковых тестов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2012. 23 с.

16. Алексеев А. В. Посреднические технологии регулирования социальных конфликтов : дис. … канд. социол. наук. Орел, 2005. 192 с.

17. Халитов Р. Г. Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2012. 25 с.

18. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 31–46.

19. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D07 (дата обращения: 25.05.2017).

20. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклас- сической науке и в образовании. 3-е изд., доп. М., 2009. 240 с.

21. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1 (2). С. 51–72. URL: http://narrativepsy.narod. ru/num1-2005.html (дата обращения: 25.05.2017).

22. Hermans H. J. M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning // Culture & Psychology. 2001. Vol. 7 (3). P. 243–281. 

Опубликована: 
29.12.2017