Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Цветков А. В. Символ как средство организации учебной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 315-319. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-3-315-319

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 81)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.92

Символ как средство организации учебной деятельности

Авторы: 
Цветков Андрей Владимирович, Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы
Аннотация: 

Изложены результаты анализа сопоставления знакового и символического опосредствования в учебной деятельности на основе теоретических данных и собственных исследований автора. Показано, что роли символа и знака в учебной деятельности неодинаковы на разных этапах обучения: на начальном этапе знаковое и символическое опосредствования равно неэффективны, к концу младшего школьного возраста формируется символическое обобщение в мышлении, достигающее пика к 6–8 классу. В старшей школе ученики с одинаковым успехом пользуются обоими видами опосредствования, а в высшей школе ведущим видом организации учебной деятельности становится вербальное знаковое опосредствование.

Список источников: 

1. Ляудис В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение : стратегия и практика : материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. М., 1994. 203 с.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов В. Н. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М., 2002. 512 с.

3. Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания. М., 2001. 236 с.

4. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. 288 с.

5. Кулагина Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М., 1999. 46 с.

6. Лосев А. Ф. Символ. Хрестоматия по философии / ред. П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 2001. С. 455– 458.

7. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект : нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М., 1995. 304 с.

8. Веракса А. Н. Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере освоения определения функции на уроках математики) // Вестн МГУ. Сер. 14. Психология. 2009. № 2. С. 31–45.

9. Асмолов А. Г., Цветков А. В. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопр. психологии. 2005. № 1. С. 19–28.

10. Цветков А. В. Символ. Обучение. Деятельность. М., 2011. 312 с. 11. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 2002. 384 с

Опубликована: 
12.11.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 46)