Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 11-15. DOI: 10.18500/2304-9790-2012-1-3-11-15

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 96)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:37.015.3

Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой

Авторы: 
Григорьева Марина Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье обосновывается необходимость исследования и развития адаптационных способностей выпускников школ; раскрывается содержание понятия «адаптационные способности». Дифференцируются определения адаптационного потенциала, личностного потенциала и адаптационных способностей личности; проанализирована роль адаптационных способностей учащихся в процессе их взаимодействия с образовательной средой. Адаптационные способности характеризуются как качества, способствующие эффективному функционированию динамичной системы взаимодействий индивида со средой.

Список источников: 
  1. См.: Григорьева М. В. : 1) Адаптация пятиклассников к новым условиям учебной деятельности // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1996. Вып. VIII. С. 57–60 ; 2) Интеллектуальные механизмы психологической адаптации школьников к условиям обучения // Вестн. Костромск. гос. ун‑та им. Н. А. Некрасова : науч.‑метод. журн. Сер. : Психологические науки. Акмеология образования. 2007. Т. 13, № 1. С. 62–65 ; 3) Школьная адаптация : механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов, 2008 и др.
  2. Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. С. 8.
  3. Там же.
  4. Там же.
  5. Там же.
  6. Там же. С. 6.
  7. См.: Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24.
  8. Там же.
  9. См.: Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации // Психология обучения. 2010. № 6. С. 33–42 ; Григорьева М. В. Эмоциональные процессы и состояния в системе динамичных взаимодействий школьника и образовательной среды // Уч. зап. Пед. ин‑та Саратов. гос. ун‑та им. Н. Г. Чернышевского. Сер. : Психология. Педагогика. 2010. Т. 3, № 3(11). С. 8–13 ; Григорье- ва М. В., Новосельцева А. А. Социально-психологические качества учащихся среднего звена школы как внутренние факторы школьной адаптации // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 3. С. 50–63.
  10. См.: Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. 2008. № 1 (53). С. 93–100.
  11. См.: Григорьева М. В. Школьная адаптация : механизмы и факторы. Саратов, 2008. 212 с.
  12. Барабанщиков В. А. Принцип системности в современной психологии : основания, проблемы, тенденции развития // Идея системности в современной психологии / под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2005. С. 35.
  13. См.: Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгоградского пед. ун‑та. Сер. : Педагогические науки. 2009. № 9(43). С. 127–130.
Опубликована: 
10.09.2012