Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Михайлина М. Ю. Психологическое благополучие субъектов образовательной среды в контексте гендерных особенностей ее организации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 212-219. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-212-219

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 208)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Психологическое благополучие субъектов образовательной среды в контексте гендерных особенностей ее организации

Авторы: 
Михайлина Марина Юрьевна, Саратовский областной институт развития образования (ГАУ ДПО "СОИРО")
Аннотация: 

Целью представленного в статье исследования является сравнительный анализ уровневых характеристик субъективно воспринимаемого психологического благополучия участников образовательного процесса в моно- и гетерогендерном образовательном пространстве. Предположительно наличие взаимосвязи гендерных факторов, заложенных в ту или иную модель образовательного пространства, и субъективной оценки психологической безопасности участников образовательного процесса. Исследование выполнено на выборке представителей образовательных учреждений с разными моделями организации образовательного процесса: кадетской школы; школы, реализующей раздельно-параллельное обучение; гимназии (n = 437): обучающиеся (n = 251, возраст 13–16 лет, 64% – мальчики), родители обучающихся (n = 114, 86% – матери), учителя (n = 72, 92% женщин), с применением психодиагностического инструментария: методики «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И. А. Баевой, модификация М. Ю. Михайлиной), авторской анкеты. Установлено, что в модели классов смешанного обучения, основанном на гетерогендерном принципе, адаптивный уровень субъективного благополучия учащихся встречается чаще, чем в двух других моделях, что свидетельствует о более сложных адаптивных стратегиях, усвоенных учащимися. Учащиеся кадетских классов, объединенные по моногендерному принципу, отличаются более низким уровнем субъективного благополучия. Промежуточные результаты получены в классах раздельно-параллельного обучения, представляющих собой разновидность гетерогендерной организации образовательного пространства. Приведены данные сравнительного анализа учительских и родительских позиций в отношении различных моделей обучения. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов при оптимизации образовательного процесса в школах с разными моделями образовательной среды, в зависимости от гендерных особенностей ее организации.

Список источников: 

1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. 415 с.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2011. 460 с.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003. 336 с.

4. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Определение показателей экспертизы психологической безопасности образовательной среды // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды : информ.-метод. бюллетень. М., 2009. № 2. URL: http://psyjournals.ru/ (дата обращения: 17.01.2018).

5. Бурмистрова Е. В. Психологическая безопасность образовательной среды. М., 2005. URL: http:// tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt (дата обращения: 17.01.2018).

6. Кабаченко Т. С. Психологическая безопасность как одно из измерений безопасности общества // Акмеология. 2002. № 1. С. 95–103.

7. Мирошниченко А. А., Мерзлякова Д. Р. Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 1. C. 44–53. DOI:10.17759/psyedu.2017090105

8. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с.

9. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004. 180 с.

10. Баева И. А., Шахова Л. И. Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8, № 4. C. 91–101. DOI:10.17759/ psyedu.2016080410

11. Богомягкова О. Н. Психологическая безопасность образовательного пространства вуза // Вестн. Перм. гос. гум.-пед. ун-та. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2015. Вып. 1. С. 60–67.

12. Пазухина С. В. Методы оценки психологической безопасности образовательной среды участниками педагогического процесса // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школыв условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов : сб. науч. ст. М., 2015. С. 31–36.

13. Schurtz H. Alterklassen und Männerbünde. Berlin, 1902. 458 р. 14. Steward F. H. Fundamentals of Age-Group Systems. N.Y., 1977. 381 р. 15. Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов. Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. М., 2005. 540 с.

14. Steward F. H. Fundamentals of Age-Group Systems. N.Y., 1977. 381 р.

15. Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов. Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. М., 2005. 540 с.

Опубликована: 
28.08.2018