Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Быкова Е. А. Психологические механизмы формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 294-299. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-294-299

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 87)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.015.31

Психологические механизмы формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности

Авторы: 
Быкова Елена Анатольевна, Шадринский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Изложены результаты теоретико-методологического анализа проблемы психологических механизмов формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности. Ин- новационная деятельность является неотъемлемой частью любой организации и пред- приятия и обеспечивает конкурентоспособность и выживание человека в современном изменчивом мире. Показано, что готовность к инновационной деятельности выступает важным условием её эффективного выполнения, применения имеющихся знаний, реали- зации личных качеств, сохранения самоконтроля и способности своевременно реагиро- вать на требования ситуации. Установлено, что проблема инновационной деятельности в образовании на сегодняшний день остаётся одной из самых актуальных, однако форми- рование готовности к инновационной деятельности обучающихся недостаточно изучено. Целью представленного в статье исследования является определение психологических механизмов – саморегуляции, рефлексии, идентификации как ключевых при формирова- нии готовности обучающихся к инновационной деятельности. Саморегуляция позволяет осуществлять контроль и осознание выполняемой деятельности, рефлексия является не- обходимым условием её планомерного анализа и корректировки действий. Идентифика- ция обеспечивает отождествление себя с наставником, педагогом, имеющим опыт ин- новационной деятельности и владеющего необходимыми навыками. Предполагается, что прикладной аспект проблемы может быть использован при организации условий системы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования готовности обучаю- щихся к инновационной деятельности.

Список источников: 

1. Барболин М. П. Методологическая концепция инновационного развития образовательных систем // Философия образования. 2011. № 1 (34). С. 85–94. 

2. Баулина Н. А. Формирование инновационного мышления школьников – задача современной школы // Педагогика. 2011. № 9. С. 116–121. 

3. Репина Е. Я., Гаффорова Е. Б. К вопросу об определении понятия «инновация» // Инновации в образовании. 2014. № 2. С. 25–33. 

4. Кларин М. В. Инновации в обучении : метафоры и модели : анализ зарубежного опыта. Рига, 1995. 176 с. 

5. Зеер Э. Ф. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 17–24. 

6. Зеер Э. Ф. Саморегулируемое учение как психологодидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5–11. 

7. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 5–12. 

8. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 480 с. 

9. Хараман О. Ф. Формирование в педагогическом колледже готовности к инновационной деятельности будущих воспитателей дошкольных учреждений : дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 206 c. 

10. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность. М., 1997. 224 с. 

11. Чернова Л. Т. Формирование профессионально-личностной готовности учителя к инновационной деятель- ности в системе повышения квалификации : дис. … канд. пед. наук. Казань, 1997. 159 c. 

12. Попова И. Эффективное управление инновационными процессами // Воспитательная работа в школе. 2014. № 5. С. 69–77.

Опубликована: 
29.12.2017