Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Толочек В. А. Пространство и время интерсубъектных взаимодействий как ресурсы (постановка вопроса) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4. С. 299-306. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-299-306

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 67)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Пространство и время интерсубъектных взаимодействий как ресурсы (постановка вопроса)

Авторы: 
Толочек Владимир Алекссевич, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Представлен теоретический анализ исторических тенденций эволюции пространства и вре- мени в организации труда как совместной деятельности людей как субъектов. Изменения условий взаимодействия субъектов сопряжены с порождением новых ресурсов. Рассмотре- ны возможные подходы к изучению пространства и эффектов взаимодействий субъектов. Выделены семь этапов в эволюции взаимодействий субъектов совместной деятельности на протяжении ХХ в. Анализируются условия и возможности порождения разных эффектов, ти- пичных для определенного типа пространства, этапа развития взаимодействий. Раскрыты возможности актуализации новых условий (пространства и времени) как новых ресурсов. Обсуждается целесообразность дополнения доминирующей парадигмы «свойств субъекта» парадигмой «отношений субъектов». Представлен опыт обращения к системогенетическому подходу в изучении феномена «ресурсы».

Список источников: 

1. Бочарова Е. Е. Границы социальной активности и субъективное благополучие молодежи // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2012. № 3. С. 5–11.

2. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противо- действия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2014. 49 с.

3. Дружилов С. А. Психология профессионализма. Инже- нерно-психологический подход. Харьков, 2011. 296 с.

4. Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара, 2011. 214 с.

5. Грязева-Добшинская В. Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизмы творческого лидерства // Психология интеллекта и творчества : Традиции и инновации. М., 2010. С. 298–308.

6. Городецкий И. Г., Якимович Н. В. К проблеме ис- пользования инструментальных методов диагностики работоспособности операторов. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргоно- мики / под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. Вып. 3. М., 2012. С. 287–305.

7. Нестик Т. А. Отношение к времени в малых группах и организациях. М., 2011. 296 с.

8. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Профессиональное раз- витие : на перепутье эпох, культур и парадигм // Со- временные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М., 2015. С. 64–73.

9. Рубцова Н. Е. Психологическая классификация совре- менной профессиональной деятельности : интегративно- типологический подход : в 2 кн. Тверь, 2012. Кн. 1. 469 с.

10. Толочек В. А. Профессиональная успешность субъекта : психологические и социальные контексты // Методыис- следования психологических структур и их динамики / под ред. Т. Н. Савченко и Г. М. Головиной. М., 2007. С. 69–81.

11. Толочек В. А. Профессиональная успешность : от спо- собностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. 2009. Т. 6, № 3. С. 27–61.

12. Толочек В. А. Стили деятельности : ресурсный подход. М., 2015. 366 с.

13. Baumeister R. F., Schmeichel B. J., Vohs K. D. Selfregulation and executive function : Self as controlling agent // Social psychology : Handbook of basic principles. Ed. by A. W. Knoglanski, E. T. Higgins. New York, 2007. P. 516–539.

14. Taylor Sh. E. Health psychology. Boston, 1995. 153 p.

15. Панов В. И. Экопсихология : Парадигмальный поиск. М. ; СПб., 2014. 384 с.

16. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома, 2010. 296 с.

17. Митина Л. М. Психология личностно-профессиональ- ного развития учителя. СПб., 2014. 376 с.

18. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.

19. Ломов Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М., 1999. 202 с.

20. Волочков А. А. Активность субъекта бытия : интегра- тивный подход. Пермь, 2007. 376 с.

21. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Саратов, 2013. 258 с.

22. Слепко Ю. Н. Теоретическая и эмпирическая структура отношения учащихся к учителю // Ярослав. пед. вестн. 2012. № 4. С. 252–256.

23. Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях струк- туры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.

24. Колесникова Е. И. Адекватность оценки сформирован- ности компетентности студента вуза // Инновационные процессы в современном образовании. Новосибирск, 2013. С. 85–102.

25. Толочек В. А. Современная психология труда. СПб., 2010. 432 с.

26. Толочек В. А. Психология труда. СПб., 2016. 480 с.

27. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 2003. 616 c.

28. Бахтин М. М. Эстетическое словесное творчество. М., 1979. 341 c.

29. Толочек В. А. Социально-демографические детер- минанты темпоральных характеристик карьеры // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образо- вания. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 3 (19). С. 219–277.

Опубликована: 
12.12.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 48)