Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Молчанова Н. В. Просоциальное поведение как условие эффективного межкультурного взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 3-6. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-3-6

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 167)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.627:159.9

Просоциальное поведение как условие эффективного межкультурного взаимодействия

Авторы: 
Молчанова Наталья Владимировна, Смоленский гуманитарный университет
Аннотация: 

Представлен теоретический анализ психологических особенностей просоциального поведения и его влияния на взаимодействие между представителями различных культур. Рассмотрены современные подходы к изучению просоциального поведения, проанализированы представления о его содержательной наполненности и функциях. Показана перспективность изучения просоциального поведения и факторов его детерминации в условиях межкультурного взаимодействия (на примере студенческой молодежи). Отмечено, что механизм идентификации приводит к присвоению смысловых ориентаций, характеризующих культуру данной социальной группы, что важно для понимания особенностей межкультурного взаимодействия. Процесс формирования смысла ситуации важен с точки зрения актуализации человеком определенной стратегии поведения (помогающего). Соотношение факторов: «внешних» общепринятых норм с «внутренними» характеристиками самого человека определяет специфику проявления просоциального поведения. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ оптимизации межкультурной толерантности.

Список источников: 

1. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Самара, 1998.188 с.

2. Новиков В. В. Социальная психология : феномен и наука : учеб. пособие. М., 2003. 352 с.

3. Аксеновская Л. Н. Ордерная концепция организацион- ной культуры : вопросы методологии : в 2 кн. Саратов, 2005. Кн. II. 348 с.

4. Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! СПб., 2002. 256 с.

5. Корнилов Ю. К. Как ситуация становится проблемной. Практическое мышление и опыт : ситуативность и инструментальность обобщений. Ярославль, 2000. С. 3–14.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : в 2 т. М., 1986. Т. 1. 408 с.

7. Фурманов И. А. Социально-психологические проблемы поведения : курс лекций. Минск, 2001. 88 с.

8. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. 767 с.

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 42)