Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Арендачук И. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 204-211. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-204-211

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 78)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:37.015.3

Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению

Авторы: 
Арендачук Ирина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки научно обосно ванных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся общеобразовательной школы в условиях предпрофильной подготовки. Цель исследования – выявление особенностей профессионального самоопределения учащихся на этапе завершения основного общего образования и подготовки к профильному обучению. Гипотеза исследования – особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе выбора профиля обучения обусловлены их способностью соотносить свои интересы, умения и навыки с отдельными типами профессиональной деятельности, а также с уровнем сформированности системы ценностных ориентаций личности. Выборка исследования – 60 учащихся 8-х классов общеобразовательной школы (24 мальчика и 36 девочек в возрасте 13,5–14 лет). Использовались методики: анкета-опросник «Ориентация» И. Л. Соломина, опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой, тест «Ценностные ориентации личности» М. Рокича. Установлено, что у учащихся 8 классов умения и навыки не соотнесены с их интересом к тем типами профессий, где они могут быть использованы. В структуре терминальных ценностей учащихся не прослеживается четкой иерархии; в системе инструментальных ценностей она выражена довольно отчетливо: наиболее значимы для учащихся аккуратность и жизнерадостность, исполнительность, воспитанность и высокие запросы, наименее значимы – самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля. Показано, что работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся, начиная с 8-го класса, должна быть направлена на формирование у них представлений о возможностях приложения своих умений и навыков в конкретных видах профессиональной деятельности, на развитие способности соотносить свои интересы, ценностные установки с выбранными профессиями и с теми учебными предметами, которые составляют основу соответствующего профиля обучения. Полученные результаты имеют практическое значение при планировании профориентационной работы с учащимися 8–9-х классов в процессе их подготовки к профильному обучению в старших классах общеобразовательной школы.

Список источников: 

1. Байбородова Л. В., Новикова Е. В. Педагогическое сопровождение предпрофльной подготовки школьников // Ярослав. пед. вестн. 2016. № 4. С. 26–32.

2. Мамонтова Т. С., Ермакова Е. В., Кашлач И. Ф. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, № 1. С. 34–43.

3. Серебренников Л. Н., Мелехина С. И. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников // Ярослав. пед. вестн. 2004. № 4. С. 120–125.

4. Деденко Н. И., Эргардт О. И. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 2. С. 49–52.

5. Ососова М. В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся // Пед. образование в России. 2011. № 4. С. 166–172.

6. Трубина Г. Ф., Мащенко М. В. Предпрофессиональная социализация личности старшеклассника в процессе обучения // Пед. образование в России. 2017. № 1. С. 79–86.

7. Исмагилов Р. Д. Место и роль предпрофильной подготовки и профильного обучения в процессе профессионального самоопределения школьников // Казан. пед. журн. 2016. № 4 (117). С. 147–150.

8. Арендачук И. В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 15–21.

9. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 1 (79). С. 29–32.

10. Закревская О. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=15194 (дата обращения: 05.04.2018)

Опубликована: 
28.08.2018