НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа взаимосвязи между работой нервных центров Брока, Вернике, отвечающих за разви- тие речи ребенка, ассоциативных центров и современными ме- тодиками развития речи. Особая роль отведена анализу совре- менных теоретических и научно-практических работ в области нейрофизиологии, посвященных работе зеркальных нейронов. Проанализированы причины нарушений развития речи, факторы риска, действующие на плод в период беременности, родов и на ребенка в младенчестве. Изучены механизмы действия факто- ров риска на центральную нервную систему ребенка. Описаны особенности поведения таких детей в младенчестве и раннем возрасте. Подобраны методики, позволяющие ускорить развитие речи этих детей в условиях детского психологического центра. Обобщен авторский опыт коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-1-89-93
Библиографический список

1. Ефимов И. О. Про речь. Новые пути и методы коррек- ции. Современная нейрофизиология речи и слуха. М., 2009. 144 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2003. 1135 с.

3. Егоров И. В.Клиническая анатомия человека. М., 2003. 688 с.

4. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. СПб., 2011. 672 с.

5. Андреев И. Л. Эволюционно-биологические пред- посылки структуры мозга современного человека // Человек. 2014. № 5. С. 15–27.

6. Зайцева Ю. С. Зеркальные клетки и социальная когниция в норме и при шизофрении // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. № 2. С. 96–105.

7. Сакс О. Зримые голоса. М., 2014. 103 с.

8. Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Консолидация деятельности медицинских и педагогических работ- ников в целях укрепления здоровья учащихся коррек- ционных школ // Мать и дитя в Кузбассе. 2014. № 2. С. 165–168.

9. Кондратьева С. Ю., Щербакова Н. А. Развитие речи детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. 2013. № 1 (86). С. 31–33.

10. Кузина А. А. Развитие активной речи детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности // Государственные образовательные стан- дарты : проблемы преемственности и внедрения : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас, 2015. С. 695–698.

11. Демиденко С. О., Якубенко О. В. Принципы педагоги- ческого сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста // Современная наука : пробле- мы и пути их решения : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. (Кемерово, 10–11 декабря 2015 г.). Кемерово, 2015. Т. 2. С. 86–89.

12. Демиденко С. О., Якубенко О. В. Игровое сопрово- ждение как условие успешного развития детей в ДОУ // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт : материалы II Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. / отв. за вып. М. Ю. Литвина. Пермь, 2015. С. 383–385.

13. Викжанович С. Н., Четверикова Т. Ю. Технология логопедической работы по формированию у детей с особыми образовательными потребностями звуко- произношения // Инновационные образовательные технологии и методы обучения. Saint-Louis, 2014. С. 4–35.

14. Аншакова М. А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего возраста // Обучение и воспитание : методика и практика. 2014. № 13. С. 26–28.

15. Ирискина И. А. Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Са- мара, 2015. С. 61–63.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):