Образец для цитирования:

Медведева Д. С., Хотинец В. Ю. Моделирование развития речемыслительной деятельности младших школьников с естественным билингвизмом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 261-?. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-261-269


Моделирование развития речемыслительной деятельности младших школьников с естественным билингвизмом

Аннотация: 

В теоретическом обосновании проблемы исследования подчеркивается, что трансдисциплинарность и полипарадигмальность как принципиальные установки в современной психологии создают познавательную ситуацию в изучении речемыслительной деятельности детей-билингвов и позволяют осуществить разработку модели ее развития, отвечающей современным идеалам постнеклассической рациональности. Целью исследования является построение и экспериментальное подтверждение модели развития речемыслительной деятельности младших школьников с естественным билингвизмом с возможностью разработки образовательных технологий в современных условиях образования. В формирующем эксперименте участвовали младшие школьники с естественным билингвизмом (освоение двух языков с раннего детства происходило естественным путем в результате языкового общения в двуязычной среде: удмуртско-русской – 43 чел., татарско-русской –31 чел.), обучающиеся в национальных классах образовательных учреждений г. Ижевска. По результатам эксперимента подтверждена модель развития речемыслительной деятельности младших школьников-билингвов в специально организованных условиях обучения как сложноорганизованной и саморазвивающейся системы, подчиняющейся действию комплекса внешних и внутренних причин, условий и связей между ними: 1) культурной среды как внешней причины, психологических механизмов развития речи и мышления как внутренних условий, 2) речемыслительной деятельности как внутренней причины, культурной среды как внешнего условия. Выявлен компенсаторный механизм развития речемыслительной деятельности младших школьниковбилингвов по типу инверсионного замещения речевых и мыслительных процессов. 

Библиографический список

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 23 с.

2. Хотинец В. Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Образование и наука. Изв. Урал. отд. РАО. 2009. № 10 (67). C. 59–69.

3. Adesope O. O., Lavin T., Thompson T., Ungerleider C. A Systematic Review and Meta-Analysis of the Cognitive Correlates of Bilingualism // Review of Educational Research. 2010. Vol. 80. P. 207–245. Психология социального развития 267

4. Bialystok E., Craik F. I. M., Luk G. Cognitive Control and Lexical access in younger and older bilinguals // Journal of Experimental Psychology. Learning, memory, and cognition. 2008. Vol. 34. P. 859–873.

5. Costa A., Hernandez M., Sebastián-Gallés N. Bilingualism aids confl ict resolution : Evidence from the ANT task // Cognition. 2008. Vol. 106. P. 59–86.

6. Залевская А. А. Введение в психолингвистику : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. 559 с.

7. Цейтлин С. Н. Грамматические ошибки в освоении русского языка как первого и как второго // Вопр. психолингвистики. 2009. № 9. С. 43–53.

8. Aitchison J. Words in the mind: An introduction to the mental lexicon. Malden, MA, 3rd ed. 2003. Vol. 7. 328 p.

9. Dewaele J. M., Housen A., Wei L. Bilingualism: Beyond basic principles. Clevedon, UK, 2003. 233 p.

10. Kecskes I., Albertazzi L. Cognitive Aspects of Bilingualism. Dordrecht, 2007. 362 p.

11. Robinson P. Cognition and second language instruction. Cambridge, 2001. 465 p.

12. Sanz C. Mind and content in adult second language acquisition : methods, theory, and practice. Georgetown, DC, 2005. 322 p.

13. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Многоязычие в детском возрасте. СПб., 2011. 274 с.

14. Филатова Ю. О. Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников : дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 141 с.

15. Залевская А. А. Динамика акцентов в зарубежных теориях овладения вторым языком и культурой : обзор // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. Философия. Вып. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 1. С. 135–157.

16. Погожина И. Н. Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности : дис. … д-ра психол. наук. М., 2016. 531 с.

17. Гусельцева М. С. Принцип развития в психологии : вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Принцип развития в современной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2016. С. 31–37.

18. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. М., 2011. 483 с.

19. Асмолов А. Г. Психология современности : вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 1.02.2018).

20. Корнилова Т. В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 3. URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2015v8n40/1111-kornilova40.html (дата обращения: 1.02.2018).

21. Поддьяков А. Н. Компликология : создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М., 2014. 284 с.

22. Сергиенко Е. А. Реализация принципа развития в исследованиях психологии субъекта // Психол. журн. 2017. Т. 38, № 4. С. 5–18.

23. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. Собр. тр. М., 2001. 368 с.

24. Медведева Д. С., Хотинец В. Ю., Вяткин Б. А. Неравновесность интеграции и дифференциации речемыслительных функций у детей-билингвов в период после дошкольного возраста // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии : результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. М., 2017. С. 1354– 1361.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):