Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Зиновьева Д. М. Межпоколенческая передача «надежной привязанности» как ресурс психологического благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 361-366. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-361-366

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 79)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159

Межпоколенческая передача «надежной привязанности» как ресурс психологического благополучия

Авторы: 
Зиновьева Дина Муратовна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский филиал)
Аннотация: 

Изложены результаты исследования характера направленности межпоколенческой передачи психологического благополучия. В качестве детерминанты психологического благополучия чело- века рассматривается психологическое благополучие его мате- ри. Обоснована актуальность исследования межпоколенческих отношений в социально-психологических условиях общества постмодерна и постпостмодерна. Показано, что разрыв меж- поколенческих связей приводит к тому, что дефицитарность и пограничность структуры личности современного человека ста- новится повседневностью. Использован сопоставительный ме- тод исследования результатов опроса 42 диад «мать–ребенок»: матери в возрасте 27–42 лет, дети в возрасте 4–7 лет. Цель ис- следования: сопоставление психоэмоциональных характеристик благополучия детей родителей с «надежной привязанностью» и «ненадежной привязанностью». Использован комплекс опросных, нарративных, проективных методов, методы контент-анализа и математической статистики. Результаты показывают, что ста- тистически достоверно передается выраженность компонентов психологического благополучия от матери к ребенку. Влияние раннего психоэмоционального опыта матери определяет вза- имоотношения ребенка с собой и другими как в раннем, так и зрелом возрастах, определяет интегральное чувство психологи- ческого благополучия. Ненадежная привязанность матери пре- допределяет ненадежную привязанность ребенка, проявляется в тревожности, конфликтности, враждебности, а в более зрелом возрасте – в избегании контактов, взаимодействия, в трудно- стях построения теплых отношений, в генерализованном чувстве вины в отношениях с собой, другими и миром. Существование феномена трансгенерационной передачи типа привязанности и чувства психологического благополучия в диадных отношениях матери и ребенка позволяет расширять психологические задачи в практической работе.

Список источников: 

1. Шутценбергер А. А. Синдром предков : трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / пер. с нем. М., 2005. 256 с.

2. Теория семейных систем Мюррея Боуэна : основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. М., 2005. 496 с.

3. Сапоровская М. В. Исследование межпоколенных связей в семейном контексте // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.01.2017).

4. Тарабрина Н. В., Майн Н. В. Феномен межпоколенческой передачи психической травмы // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 97–119.

5. Бейкер К., Гиппенрейтер Ю. Б. Влияние сталинских репрессий конца 30-х годов на жизнь семей в трех поколениях // Теория семейных систем Мюррея Боуэна. М., 2005. С. 419–452.

6. Постникова М. И. Межпоколенные отношения в контексте социокультурных изменений в современной России // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 81. С. 265–276.

7. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. 240 с.

8. Зиновьева Д. М. Психологическое благополучие государственных служащих в условиях кризиса середины жизни // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып 2 (14). С. 139–142.

9. Журавлев А. Л., Барабанщиков В. А., Воловикова М. И. Психология человека в современном мире : в 6 т. Т. 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути. М., 2009. 334 с.

10. Зиновьева Д. М. Ключевые ориентирыпсихологической работы с поколением «текучей современности // Науч. вестн. Волгогр. филиала РАНХиГС. Сер. Политология и социология. 2015. № 2. С. 62-75.

11. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. 2-е изд. / пер. с англ. В. В. Старовойтова. М., 2006. 323 с.

12. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журн. 2011. № 2. C. 82–93.

13. Крымина С. Г. Личностные особенности и характер ранних отношений // Материалы Междунар. молодежного научн. форума «ЛОМОНОСОВ-2014 / отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М., 2014. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/2632/2200_70851_a0a73c.pdf (дата обращения: 24.01.2017).

14. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / пер. с англ. Н. М. Педалко. М., 1998. 80 с.

15. Фельдштейн Д. И. О развитии фундаментальных психологических исследований Российской академии образования // Мир психологии. 2006. № 1. C. 67–76.

16. Шахматова Н. В. Поколенческая организация современного российского общества / под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов, 2003. 319 с.

Опубликована: 
29.12.2017