Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Гридунова М. В., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Межкультурная компетентность и факторы «большой пятерки»: к постановке проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2. С. 140-147. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-140-147

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 126)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Межкультурная компетентность и факторы «большой пятерки»: к постановке проблемы

Авторы: 
Гридунова Марина Владимировна, Российский университет дружбы народов
Новикова Ирина Александровна, Российский университет дружбы народов
Шляхта Дмитрий Александрович, Российский университет дружбы народов
Аннотация: 

Рассмотрены проблемы изучения межкультурной компетентности в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделено анализу соотношения личностных особенностей и меж- культурной компетентности, прежде всего, на примере индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки». Представле- ны результаты пилотажного эмпирического исследования связей показателей межкультурной компетентности и факторов «Боль- шой пятерки» на выборке из 188 студентов. Для диагностики ис- пользованы «Шкала межкультурной сенситивности» (О. Е. Хухла- ева, М. Ю. Чибисовой) и «Пятифакторный опросник личности» (в русской адаптации М. В. Бодунова и С. Д. Бирюкова). Полученные результаты иллюстрируют наличие значимых связей между фак- торами личности и межкультурной компетентностью: открытость опыту и добросовестность связаны с принятием культурных раз- личий, экстраверсия и согласие – с амбивалентностью установок по отношению к культурным различиям, согласие – с тенденцией к абсолютизации культурных различий.

Список источников: 

1. Черняк Н. В. Классификации моделей межкультурной компетентности // Альманах современной науки и об- разования. 2015. № 2. С. 119–125.

2. Гридунова М. В. Отечественные и зарубежные модели межкультурной компетентности // Психология обра- зования в поликультурном пространстве. 2015. № 31. С. 127–133.

3. Bennett M. J. Towards Ethnorelativism : A developmental model of intercultural sensitivity // Education for the intercultural experience. Ed. by M. Paige. Yarmouth, ME, 1993. P. 21–71.

4. Hammer M. Bibliography of publications related to the intercultural development inventory. URL: https://idiinventory.com/wp-content/uploads/2013/08/Bibliographyof-Publi... (дата обращения: 22. 01.2017).

5. Reid E. Models of intercultural competences in practice // International Journal of language and linguistics. 2013. Vol. 1, № 2. P. 44–53.

6. Chibisova M., Khukhlaev O. Measuring teachers’ intercultural competence : Towards a theory-based instrument // Book of abstracts of the 19th international congress of the International association for cross-cultural psychology. Bremen, 2008. P. 237–238.

7. ЛогащенкоЮ. А. Сравнительный анализ развития меж- культурной сензитивности у студентов вуза в услових поликультурной среды // Вестн. Балтийск. фед. ун-та им. И. Канта. 2011. № 11. С. 51–57.

8. Логащенко Ю. А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультур- ного взаимодействия // Вестн. Балтийск. фед. ун-та им. И. Канта. 2014. № 11. С. 73–81.

9. Логащенко Ю. А. Социокультурные факторы межкуль- турной сензитивности студентов // Вестн. Балтийск. фед. ун-та. 2015. № 5. С. 92–103.

10.Логащенко Ю. А. Межкультурная сенситивность сту- дентов в полиэтнической среде : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2015, 240 c.

11. Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю. Теоретические и прак- тические вопросы межкультурной коммуникации : современные тенденции // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 168–179

12.Корнилова М. В. Динамика межкультурной компетент- ности в моно- и поликультурных группах (на материале межкультурного тренинга) : дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 342 с.

13. Van der Zee K. I., Van Oudenhoven J. P. Personality and multicultural effectiveness. The Oxford handbook of multicultural identity / Eds. by V. Benet-Martínez, Hong Ying-Yi. New York, 2014. P. 255–275.

14. Novikova I. A. Big Five (The Five-Factor Model and The Five-Factor Theory) / The encyclopedia of cross-cultural psychology / Ed. by K. D. Keith. Hoboken, 2013. P. 136– 138.

15.Почебут Л. Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Наукові праці. Соціологія. 2012. Т. 184, вип. 172. С. 14–18.

16. Pochebut L., Logashenko Y. An intercultural sensitivity as a professional trait of specialists of humanitarian sphere // Society, Integration, Education. Proceedings of the International Scientifi c Conference : in 4 vol. (Rezekne, May 23th–24th, 2014). Rezekne, 2014. Vol. I. Р. 207–216.

17.Новикова И. А. Личностные факторы межкультурной адаптации иностранных студентов многонациональ- ного вуза // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире : материалы III Между- нар. науч.-практ. конф. / oтв. ред. В. В. Константинов. Пенза, 2016. С. 157–164.

18.Мурзаканова А. З. Особенности толерантности и индивидуально-личностных факторов у русских и кабардинских студентов // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2015. № 4. С. 57–64.

19. Бирюков С. Д., Васильев О. П. Психогенетическое ис- следование свойств темперамента и личностных харак- теристик : анализ структуры изучаемых переменных // Тр. Ин-та психологии РАН. 1997. Т. 2. C. 23–51.

20. Крупнов А. И., Новикова И. А., Воробьева А. А. Соот- ношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности : к постановке проблемы // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика.. 2016. № 1. C. 45–56.

21.Новикова И. А., Обидина Н. В. Личностные факторы и профессиональная эффективность менеджеров ком- мерческой организации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 3 (19). С. 236–241.

Опубликована: 
22.05.2017