УДК: 
159.9 (075.8)

Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности

Аннотация: 

Представлен обобщенный теоретико-практический подход, демонстрирующий необходимость исследования самосознания лиц с интеллектуальными нарушениями в рамках специальной психологии личности в контексте изучения регулятивно-поведенческих функций самосознания и реализации асоциальной направленности поведения. Подчеркнута ведущая роль внушаемости в формировании неадаптивного социального поведения таких лиц, предложены диагностические параметры оценки сензитивности субъекта к внушению при наличии интеллектуальной патологии. Отмечены такие специфические черты личностностной организации умственно отсталых, как редуцированность морально-нравственных и ценностных основ самосознания и поведения, отсутствие акмеологических предпосылок становления самосознания, сниженная способность интериоризации социальных норм, неадекватность оценки себя и своей социальной роли, нарушение индентификационных предпосылок становления личности.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2015-4-4-310-313
Библиографический список

1. Кузьмина Т. И. Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости : ав- тореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.
2. Кузьмина Т. И. Концептуальные основы применения ситуационно-диагностических методов в профессио- нальной деятельности психолога // Проблемы теории и практики современной психологии : тез. докл. XII Все- российской (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Иркутск, 2013. С. 442–445.
3. Бахтин М. М. К философии поступка. URL: http:// philosophy.ru/library/bahtin/post.html (дата обращения: 14.09.2015).

4. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М., 1995. 23 с.
5. Кожалиева Ч. Б. Диагностика уровня развития самосознания и содержания образа «Я» у подростков с нарушением интеллекта : метод. рекомендации. М., 2007. 47 с.
6. Конева И. А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология. 2004. № 1. С. 22–25.
7. Левченко И. Ю. Патопсихология : теория и практика. М., 2000. 232 с.
8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. URL: http://psymania.info/raznoe/348.php (дата обращения: 14.09.2015).

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):