ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ В ИССЛЕДОВАНИИ ЯКУТСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Аннотация: 

Представлено обоснование выбора метода исследования с уче- том не только предмета исследования, но и особенностей его объекта. Исходя из особенностей менталитета народа саха, ко- торого относят к «культуре молчания», в качестве такого метода предлагаются метод полуструктурированного клинического ин- тервью и интерпретация результатов с помощью микросеман- тического анализа. Выдвинуто предположение, что клиническое интерьвю позволит уточнить культурно-специфические психоло- гические конструкты. Приведены данные анализа протоколов для демонстрации особенностей метода. Сформулирован вывод, что микросемантический анализ клинического интервью позволяет уточнить смысл и значение ответов респондентов, учитывая осо- бенности «культуры молчания». Включение в программу иссле- дования примера конкретного поступка (как акта деятельности) позволяет получать не гипотетические, абстрактные, а реальные дескрипторы. Автор приходит к заключению, что рассмотрение поступка как смыслообразующего фактора позволяет исследо- вателю выделять ключевое ядро проблемы исследования.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-2-119-125
Библиографический список

1. Вальцев С. В. Национальный менталитет как предмет этнопсихологического исследования // Проблемы со- временной науки и образования. 2012. № 9. С. 22–25.

2. Губанов Н. Н. Эпистемологический статус категории «менталитет» // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Фило- софия. 2009. № 2. С. 71–84.

3. Кольцова В. А. Российский менталитет как предмет социально-психологического исследования // Исто- риогенез и современное состояние российского мен- талитета / отв. ред. В. А. Кольцова, Е. В. Харитонова. М., 2015. С. 5–19.

4. Юревич А. В. К проблеме базовых компонентов национального менталитета // Психол. журн. 2013. Т. 34, № 4. С. 89–100.

5. Маак Р. К. Вилюйский округ. 2-е изд. М., 1994. 592 с.

6. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического ис- следования. М., 1993. 736 с.

7. Ярославский Е. О Якутии (труды дореволюционного периода) / сост. П. У. Петров, В. Ф. Иванов. Якутск, 1979. 132 с.

8. Макаров Е. Д. Основы экологического воспитания. Якутск, 2001. 167 с.

9. Новиков А. Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. 145 с.

10. Портнягин И. С. Этнопедагогика «Кут-сур». М., 1999. 164 с.

11. Саввинов А. С. Человек через призму «Кут-сур». Якутск, 1995. 112 с.

12. Елисеева Н. Д. Социальные представления народа саха о нравственном человеке : дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 177 с.

13. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс- культурную психологию. М., 1999, 224 с.

14. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999. 320 с.

15. Azuma Н., Kashiwagi К. Descriptors for an intelligent person : a Japanese study // Japanese Psychological Research. 1987. Vol. 1. Р. 17–26.

16. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003. 192 с.

17. Бодалев А. А. Психология общения : энцикл. словарь. М., 2011. 600 с.

18. Репина Н. В., Воронцов Д. В., Юматова И. И. Основы клинической психология. Ростов н/Д, 2003. 480 с.

19. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М., 2009. 320 с.

20. Воловикова М. И. Представления русских о нравствен- ном идеале. М., 2004. 312 с.

21. Воловикова М. И., Гренкова Л. Л. Современные пред- ставления о порядочном человеке // Российский мен- талитет : вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 93–111.

22. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2012. 224 с.

23. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 230 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):