Сообщение об ошибке

Notice: Undefined index: en в функции citing_article_block_content() (строка 69 в файле /var/www/izvestiya/sites/all/modules/custom/citing_an_article/citing_an_article.module).

Образец для цитирования:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Математика. Механика. Информатика.2017 Т. , вып. 4. С. 341-?. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-341-348


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования, выпол- ненного на выборке респондентов, оставшихся временно безра- ботными. Цель исследования, представленного в данной статье, – выделение индивидуальных предикторов проявления стрессо- устойчивости и определение ее значимости для самоактуализации личности. Методологической базой исследования выступили тео- рия интегральной индивидуальности Ф. С. Мерлина, Б. А. Вяткина и теория самоактуализации личности. Согласно теории В. С. Мер- лина, личность раскрывается через понимание человека как ин- тегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Эмпирически установлено, что уровни проявления стрессоустойчивости лично- сти обусловлены совокупностью выраженности индивидуальных и личностных характеристик, таких как свойства темперамента и тревожность. Самоактуализация респондентов с разным уровнем стрессоустойчивости имеет отличительные особенности, что ука- зывает на некоторую зависимость этих феноменов, где стрессо- устойчивость выступает одним из предикторов самоактуализации личности. Установлено, что индивидуальными предикторами про- явления стрессоустойчивости в выборке респондентов с ее низким уровнем выступают тревожность, эмоциональность и низкая пла- стичность; активность, пластичность и более низкая эмоциональ- ность выступают индивидуальными предикторами проявления стрессоустойчивости в выборке респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости. В заключение сделан вывод о роли стрессо- устойчивости как одного из предикторов самоактуализ ации лич- ности в период ситуативных жизненных трудностей.

Библиографический список

1. Аминев H. A., Изюмова С. А. О физиологической при- роде связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека // Вопр. психо- логии. 2000. № 5. С. 128–133. 2. Милерян Е. А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора. М., 1974. С. 5–82. 3. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1997. 432 с. 4. Маленова А. Ю. К вопросу о когнитивной оценке лич- ностью стрессогенной ситуации (на примере ситуации экзамена) // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 50–61. 5. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегу- ляция человека в условиях стресса. СПб., 2001. 260 с. 6. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М., 1985. 213 с. 7. Арсланьян В. Как пережить экзамены? // Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2007. № 9. С. 19–26. 8. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М., 1980. 104 с. 9. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость опера- тора // Очерки психологии. 2000. № 2. С. 149–155. 10. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981. 112 с. 11. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М., 1990. 408 с. 12. Саперова Е. В. Изучение функционирования сердечно- сосудистой системы студентов в условиях экзаменаци- онного стресса с учетом индивидуальных психологи- ческих и биологических особенностей : дис. … канд. биол. наук. Чебоксары, 2008. 226 с. 13. Теплов Б. М. Избр. тр. : в 2 т. М., 1985. 385 с. 14. Абабков В. А. Защитные психологические механизмы и копинги : анализ взаимоотношений. СПб., 2004. 158 с. 15. Амирхан Д. Фактор аналитического измерения копин- гов : показатель копинг-стратегий. М., 1990. 98 с. 16. Лазарус Р. С. Транзактная теория и научное исследо- вание эмоции и копинга. М., 1987. 67 с. 17. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Лыкова Н. М. Базисные копинг-стратегии у подростков 11–12 лет из неблаго- получной и благополучной среды // Вопр. наркологии. 2003. № 1. С. 36–46. 18. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг- процессы. М., 1984. 54 с. 19. Бодров В. А. Психологический стресс : развитие и пре- одоление. М., 2006. 528 с. 20. Андреева А. А. Стрессоустойчивость как фактор раз- вития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов : дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 219 с. 21. Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педа- гога. Ижевск, 1997. 108 с. 22. Хуторная М. Л. Развитие стрессоустойчивости студен- тов в условиях интеллектуальных испытаний : дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2007. 182 с. 23. Мерлин В. С. Темперамент как фактор трудовой дея- тельности // Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. С. 148–167. 24. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 424 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):