ФЕНОМЕН «РЕСУРСЫ»: СТАДИИ И СИТУАЦИИ АКТУАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ СРЕДЫ КАК РЕСУРСОВ

Аннотация: 

Рассматривается проблема феномена «ресурсов»: психологические механизмы актуализа- ции «внутренних условий» субъекта и «внешних» как ресурсов, уровни активности и взаи- модействия субъекта в системе «субъект – среда», мера интенсивности этих взаимодей- ствий и возможности накопления их «критической массы», психические состояния людей, следующие из «субъект-порождающих» взаимодействий и способствующие порождению ресурсов. Анализируются материалы теоретических и эмпирических исследований вопро- сов активности субъекта и взаимодействий субъектов совместной деятельности, конста- тируется, что: 1) в проблеме ресурсов наименее изученными остаются вопросы психоло- гических механизмов актуализации условий внутренней и внешней среды субъекта как ресурсов; 2) в понимании и в описании процессов актуализации условий как ресурсов можно выделить три разных объяснения: экстенсивное вовлечение разных средств реше- ния задачи; мобилизация возможностей человека (физических, психических, духовных) в экстремальной ситуации; актуализация новых условий внутренней и внешней среды, ста- новление новых психических структур, реорганизация психических структур; 3) хорошо ар- гументированные теоретические положения о психологических механизмах актуализации ресурсов в реальной деятельности с реальными межличностными отношениями людей имеют отношение лишь к крайне редко встречающимся формам и уникальным ситуаци- ям взаимодействия субъектов совместной деятельности; 4) наиболее благодатными для актуализации условий внутренней и внешней среды субъекта как ресурсов могут быть не краткосрочные, не формальные, а длительные и глубокие межличностные и интерсубъект- ные взаимодействия людей, ориентированных на высшие профессиональные достижения (например, в диадах «тренер – спортсмен» в спорте, «наставник – ученик» в искусстве и науке, «консультант – клиент» в психотерапии и т.п.); 5) методологические контуры «малой теории» порождения ресурсов до настоящего времени остаются нечеткими.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-1-15-22
Библиографический список

1. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Управление совместной деятельностью : новые направления исследований. М., 2010. 782 с.

2. Вайскунский А. Е., Ермолова Т. Д., Хромова В. М., Яголковский С. Р. Креативность при индивидуальном и совместном решении задач конструирования в условиях применения компьютерной игры Minecraft // Экопсихологические исследования-4 / под ред. В. И. Панова. М. ; СПб., 2016. С. 109–130.

3. Грязева-Добшинская В. Г. Синергия взаимодействий субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства // Психология интеллекта и творчества. М., 2010. С. 298–308.

4. Толочек В. А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные ресурсы профессиональной успеш- ности // Вестн. университета (Государственный университет управления). 2008. № 2 (40). С. 155–161.

5. Толочек В. А. Профессиональная успешность : от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. 2009. Т. 6, № 3. С. 27–61.

6. Толочек В. А. Стили деятельности : ресурсный подход. М., 2015. 366 с.

7. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996. 480 с.

8. Капцов А. В., Панов В. И. Типология межиндивидных взаимодействий с позиции экопсихологического под- хода // Экопсихологические исследования-4 / под ред. В. И. Панова. М. ; СПб., 2016. С. 141–155.

9. Панов В. И. Экологическая психология : опыт по- строения методологии. М., 2004. 197 с.

10. Панов В. И. Экопсихология : парадигмальный поиск. М. ; СПб., 2014. 304 с.

11. Pawlik K., Stapf K. Okologische Psychologie: Entwicklung, Perspektive und Aufbauenes Forschungsprogramms. Umwelt und Verhalten. Bern, 1992. P. 9–24.

12. Coskun H., Paulus P., Brown V., Sherwood J. Cognitive stimulation and problem presentation in idea generation groups // Group Dynamics : Theori, Research, and Practice. 2000. Vol. 4. P. 307–329.

13. Hoddou H. A., Camilleri G., Zarate P. Prediction and ideas number during a brainstorming session // Group Decision and Negotiation. 2014. Vol. 23 (2). P. 271–298.

14. Holl D., Buzwell S. The problem of free-riding in group projects : Looking beyond social loafi ng as reason for non-contribution // Active Leaning in Higher Education. 2013. Vol. 14 (1). P. 37–49.

15. Heradotou C., Kombourib M., Winters N. The role of train emotional intelligence in gamers’ preferences for play and frequency of gaming // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27 (5). P. 1815–1919.

16. Nijstad B. A., Stroebe W., Lodewijkx H. F. M. Persistence of brainstorming groups : Haw do people know when to stop? // Journal of Experimental Social Psychology. 1999. Vol. 35. P. 165–185.

17. Paulus P. B., Kohn N. W., Arditti L. E., Korde R. M. Understanding the group side effect in electronic brainstorming // Small Group Research. 2013. Vol. 44 (3). P. 332–252.

18. Поддьяков А. Н. Методологический анализ парадигм конкуренции в обучении. М., 2006. 240 с.

19. Карпов А. В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. М., 2012. 476 с.

20. Карпов А. В. Психология деятельности : в 5 т. Т. 3. Функциональные закономерности. М., 2015. 496 с.

21. Кашапов М. М. Стадии творческого мышления про- фессионала. Ярославль, 2009. 183 с.

22. Мдивани М. О. Метод исследования субъект-по- рождающего взаимодействия // Экопсихологические исследования-4 / под ред. В. И. Панова. М. ; СПб., 2016. С. 156–169.

23. Поваренков Ю. П. Проблемы психология профессионального становления личности. Ярославль, 2008. 200 с.

24. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 185 с.

25. Ломов Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М., 1999. 206 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):