Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Голубева Н. М., Голованова А. А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 125-130. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-125-130

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 83)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.072

Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза

Авторы: 
Голубева Наталия Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Голованова Анна Анатольевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлен  теоретический  анализ  современного  состояния проблемы адаптации студентов к вузовской среде. Рассмотрены проявления  и  виды  дезадаптации,  ее  психологические  и  образовательные  риски,  проанализированы  адаптивные  стратегии. Применение  психодиагностического  инструментария  (методика для исследования адаптированности студентов в вузе Т. Д. Дубовицкой,  методика  диагностики  социально-психологической адаптации  К. Роджерса  и  Р. Даймонда,  методики  «Адаптивные стратегии поведения», «Стилевая саморегуляция поведения человека» В. И. Моросановой, тест «Алекситимия») на студенческой выборке (n = 130, в возрасте 18–22 лет) позволило выявить, что высокий  уровень  социально-психологической  адаптации  и  достаточная адаптированность студентов к учебной деятельности связаны с хорошей саморегуляцией поведения и особенно – с выраженной гибкостью регуляторных процессов, а также с низкой  алекситимией.  Отмечено,  что  адаптированность  студентов к  учебной  группе,  прежде  всего,  обеспечивается  выраженной экспрессивностью,  непрактичностью,  а  также  экстраверсивной направленностью  личности.  Прикладной  аспект  исследуемой проблемы  может  быть  реализован  в  оптимизации  параметров взаимодействия  участников  образовательного  процесса  и  при оказании  психолого-педагогической  помощи  студентам  с  трудностями в обучении и профессиональном становлении.

Список источников: 
  1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. 270 с.
  2. Григорьева М. В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки Тольяттин.  гос. унта.  Сер.  Педагогика,  психология.2011. № 2(5). С. 63–66.
  3. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2008. 479 с.
  4. Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 21 с.
  5. Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгогр. гос. пед. унта. Сер. Педагогические науки. 2009. № 9(43). С. 127–130.
  6. Григорьева М. В. Сравнительный анализ механизмов и  факторов  школьной  адаптации  в  разных  условиях обучения : дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2005. 179 с.
  7. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml  (дата  обращения: 09.01.2014).
  8. Реан А. А.К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 1995. Вып. 3, № 20. С. 74–79.
  9. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности : учеб. пособие. Челябинск, 2004. 57 с.
  10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 1998. 672 с.
  11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009. 544 с.
  12. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М., 2007. 213 с.
  13. Лаак Я., Бругман Г. Big 5: как измерить человеческую индивидуальность : оценки и описания. М., 2003.112 с.
Опубликована: 
30.06.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 41)