Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кленова М. А. Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2. С. 176-182. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-176-182

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 85)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза

Авторы: 
Кленова Милена Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Приведены результаты эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов-психологов, обучающихся на разных курсах (N = 100), выполненного с применением психодиагностического инструментария: опросника «Оценка эмоционального интеллекта» Н. Холла (адаптированного Е. П. Ильиным, И. В. Андреевой); авторской анкеты, направленной на изучение субъективного представления об эмоциональном интеллекте, разработанной с целью расширения эмпирических данных. В статье рассматривается не только эмоциональный интеллект с точки зрения уровня его развития у студентов на разных курсах обучения, но также и субъективное представление молодежи о собственном эмоциональном интеллекте и об эмоциональном интеллекте ближайшего социального окружения (семья, друзья, преподаватели). Установлено, что эмоциональный интеллект является динамической характеристикой личности. Его структурное содержание и наполнение прямо пропорционально связаны с возрастом испытуемых и курсом, на котором они обучаются. Получены результаты, согласно которым уровень эмоционального интеллекта выше у старшекурсников, а у студентов третьего и первого курсов – низкий. Представления о своем эмоциональном интеллекте у студентов структурированы и отражают значимость взаимоотношений с ближайшим социальным окружением. На первом курсе эмоциональное взаимопонимание студентов в большей степени сконцентрировано в дружеских взаимоотношениях, а на более старших курсах – на семейных. Субъективные представления о собственном эмоциональном интеллекте трансформируются в зависимости от курса обучающихся. На младшем курсе студенты говорят, что могут управлять своим эмоциональным состоянием, а на более старших, напротив, подчеркивают, что их эмоциональное состояние не всегда поддается субъективному контролю. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах личностного и профессионального развития молодежи

Список источников: 

1. Кутейников А. Н., Шандлоренко Д. Д. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (ч. 22). С. 5019–5024. 

2. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности : системнодиахронический подход // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 10 (30). С. 27. 

3. Бочарова Е. Е. Конструирование образа будущего учащейся молодежью как аспект ее социального самоопределения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 68–73. 

4. Акименко А. К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения современной молодежи в процессе социально-психологической адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 56–61. 

5. Вагапова А. Р. Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4. С. 38–43.

6. ШамионовР. М. Соотношение адаптационнойготовности исоциальнойактивностиличности // Теоретическаяиэкспериментальная психология. 2012. Т. 5, вып. 2. С. 72–80.

7. Кленова М. А. Социально-психологическая адаптация молодежи и склонность к риску // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 79–82. 

8. Костакова И. В. Эмоциональный интеллект как фактор профессиональной самореализации психологов // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 84–87.

9. Шумилкина М. С. Эмоциональный интеллект в профессиональной коммуникативной культуре педагогов // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2015. № 43. С. 44–50. 

10. Рыжов Д. М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 87–89. 

11. Монина Г. Б. Эмоциональный интеллект как фактор личностного и профессионального роста // Учен. зап. Санкт-Петерб. ун-та технологий управления и экономики. 2011. № 3 (33). С. 84–96. 

12. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 57–59.

Опубликована: 
30.05.2018