Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Толочек В. А. Человек как субъект в континууме «задатки – компетенции» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1. С. 16-25. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-16-25

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 82)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923

Человек как субъект в континууме «задатки – компетенции»

Авторы: 
Толочек Владимир Алекссевич, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Цель исследования: посредством анализа практики использования в психологии ряда научных понятий выявить как характер их взаимосвязи, так и функциональные отношения ими отражаемых феноменов (как фрагментов социальной реальности). Отношения этих понятий можно представить в континууме: Задатки < Способности < Специальные способности < Профессиональные способности < Профессионально важные качества < Компетенции < Компетентность; и как такую же последовательность содержательно близких понятий: Потенциал < Интрасубъектные ресурсы < Интерсубъектные ресурсы < Внесубъектные ресурсы. Предлагаются три варианта формализации функциональных и генетических отношений анализируемых понятий: а) согласно принципу транзитивности (на основании отношений логического объема и психологического содержания понятий): этот вариант приведен выше; в) как функции отношений аргументов: Способности (общие) = f (Задатки, Деятельность, Время); Способности специальные = f (Способности, Деятельность специализированная, Пространство, Время) и т.д.; с) третий вариант формализации представлен как динамика развития функциональных систем в координатах «Пространство» и «Время», которые на разных стадиях развития систем могут описываться посредством новых «векторов», отражающих новые актуальные условия среды и времени. Выделенные формальные отношения понятий позволяют акцентировать внимание на сущностных свойства соответствующих фрагментов реальности, при этом анализируемые понятия остаются открытой система. 

Список источников: 

1. Толочек В. А. Личностное и профессиональное развитие субъекта : способности, профессионально важные качества и компетентность, ресурсы и потенциал // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М., 2015. С. 107–116. 

2. Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. М., 2007. 704 с. 

3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 555 с. 

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с. 

5. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41–46 л.) / отв. ред. Я. И. Петров. М., 1984. 88 с. 

6. Развитие психофизиологических функций взрослых людей : в 2 кн. / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степа- новой. М., 1972. Кн. 1. 245 с. 

7. Развитие психофизиологических функций взрослых людей : в 2 кн. / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., 1972. Кн. 2. 198 с. 

8. Волкова Е. В. Роль дифференционно-интеграционного подхода в разработке теории специальных способностей // Дифференционно-интеграционная теория развития : в 2 кн. / сост. и ред. Н. И. Чуприкова, Е. В. Волкова. М., 2014. Кн. 2. С. 61–85. 

9. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М., 2007. 284 с. 

10. Завалишина Д. Н. Практическое мышление : специфика и проблемы развития. М., 2005. 376 с. 

11. Зазыкин В. Г., Марков В. Н., Толочек В. А. Профессиональное самоопределение субъектов : акмеологический подход. М., 2004. 122 с. 

12. Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. 680 с. 

13. Фукин А. И. Психология конвейерного труда. М., 2003. 240 с. 

14. Карпов А. В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. М., 2012. 476 с.

15. Кашапов М. М. Стадии творческого мышления профессионала. Ярославль, 2009. 188 с. 

16. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Саратов, 2013. 200 с. 

17. Толочек В. А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные ресурсы профессиональной успешности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 2 (40). С. 155–161. 

18. Башкин Е. Б. Эффективность стратегических ассессмент-сессий в развитии профессиональных компетенций специалиста : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 25 с. 

19. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 286 с. 

20. Толочек В. А. Стили деятельности : ресурсный подход. М., 2015. 366 с. 

21. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М., 2005. 384 с. 

22. Равен Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.

23. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М., 2017. 262 с. 

24. Толочек В. А., Журавлева Н. И. Динамика актуализации ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры // Психол. журн. 2015. Т. 36, № 1. С. 87–103. 

25. Толочек В. А., Краюшенко Н. Г. Психологические факторы специализации и успешности в видах охранной деятельности // Вестн. Московского университета. Сер. 14. Психология. 1998. № 3. С. 52–63. 

26. Попов А. Ю. Оценка учебного и профессионального потенциала. Пермь, 2015. 428 с. 

27. Синягин Ю. В. Личностно-профессиональный опросник РАГС и его модификация. М., 2004. 199 с.

Опубликована: 
28.02.2018