Психология социального развития

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ КАК ФАКТОРЫ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Показаны результаты экспериментального исследования трех направлений, у тренеров определялись: стили их деятельности и внутренние взаимосвязи этих стилей; результаты тренерской деятельности и их внутренние взаимосвязи; выявлялся характер влияния стилей тренерской деятельности на показатели ее результативности. Выявлены ведущие стили деятельности – вариативный и подготовительный, два типа деятельности тренеров – воспитательно-оздоровительный и образовательно-соревно- вательный. Показано, что различные компоненты деятельности тренеров обусловлены различными стилями.

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Изложены данные теоретического анализа проблемы предпо- читаемых форм досуга студенческой молодежи. Социально-пси- хологическое значение реализации тех или иных предпочтений форм досуга определяется как один из факторов развития и са- мореализации личности в условиях взаимодействия социальных и культурных групп студенческой молодежи. В статье показано, что студенты, предпочитающие торгово-развлекательные цен- тры, посещают их для получения положительных эмоциональных переживаний, т. е.

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования временной перспективы старшеклассников в зависимости от локализации субъективного контроля. В исследовании при- нимали участие старшеклассника общеобразовательных школ г. Саратов, отличающихся «крайним» уровнем субъективного контроля (n = 70), применялись психодиагностические методики: «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда); «Психологическое время личности» (А. Кроник, Е. Головаха); метод мотивационной индукции (форма B) (Ж. Нюттен).

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ДВУСМЫСЛЕННОСТИ

Представлены данные эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи толерантности к неопределнности и двусмысленности и межуровневых свойств психодинамического и личностного уровней в структуре интегральной индивидуальности у студентов (N = 150) на начальном и завершающем этапах обучения. Выявлено, что в процессе обучения в вузе изменяется специфика взаимосвязи разноуровневых свойств, определяющих личностную толерантность, в направлении уменьшения вклада биологически детерминированных свойств, обеспечивающих адаптивность и психологическую устойчивость.

ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ КАК ПРЕДИКТОРЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Предпринят теоретический анализ проблемы влияния опы- та детства на характеристики личности взрослого человека и его поведение. Представлены результаты эмпирического ис- следования «вклада» детских впечатлений в вариации смысло- жизненных и социально-психологических установок личности во взрослости. В исследовании приняли участие 53 человека, средний возраст составил 31,3 лет, SD = 16,9; мужчин 37,7%. В результате исследования выделено 13 факторов массива детских впечатлений.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ФАКТОРЫ «БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ»: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Рассмотрены проблемы изучения межкультурной компетентности в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделено анализу соотношения личностных особенностей и меж- культурной компетентности, прежде всего, на примере индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки». Представле- ны результаты пилотажного эмпирического исследования связей показателей межкультурной компетентности и факторов «Боль- шой пятерки» на выборке из 188 студентов. Для диагностики ис- пользованы «Шкала межкультурной сенситивности» (О. Е. Хухла- ева, М. Ю.

РЕПУТАЦИЯ СОСЕДА, ИЛИ КТО ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИ?

Приведены результаты эмпирического исследования, направ- ленного на изучение субъективных представлений о соседях. В качестве основного эмпирического метода использовался опрос, проводимый с помощью авторской методики рефлексивного самоотчета «Я и Другой», включающей в себя как вербальные высказывания, так и графические репрезентации. Выявлено наличие двух стратегий восприятия и оценивания соседей: эго- центрическая, сфокусированная на эгоистических интересах личности, и диалогическая, ориентированная на установление активных связей и взаимоотношений с соседями.

«ВЕРТИКАЛЬНАЯ» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА СТИЛЕЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Представлены результаты изучения «вертикальной» организации пространства делово- го общения менеджеров коммерческой компании. Посредством исследовательской ме- тодики «Стили делового общения» (СДО) изучались предпочтения компонентов стилей, отраженных в трех концептах («Я», мой стиль; особенности стиля субъективно удобного вышестоящего руководителя; особенности стиля субъективно удобного подчиненного).

Specificity of the Association between Self-Actualization and Psychometric Creativity

The study attempted to examine the association between creativity measured by divergent thinking tests, and self-actualization. The empirical base was 120 students (100 females, 17 to 22 years of age). The following assessment methods were administered: Self-actualization questionnaire (A. V. Lazukin), E. Torrance Test of Creative Thinking, Remote Associates Test (S. Mednick), Purpose-in-Life Orientations Test (D. A. Leontyev), Questionnaire «Empathy» (V. Boyko), and Self-esteem scale (Dembo – Rubinstein).

The Relationships between the Dominant Coping Strategies and Accentuation of Personality Traits Among Teachers

The article presents the results of empirical study of relationships between the dominant coping strategies and accentuation of personality traits among secondary school teachers (N = 40) carried out using psycho-diagnostic tools: Questionnaire «Strategies for overcoming stressful situations» (Stevan E. Hobfoll in adaptation of N. Vodopianova and E. Starchenkova), characterological questionnaire (K. Leonhard in adaptation of V. M. Bleicher).

Pages